Что такое безобразие?
Безобразое существование
БЕЗОБРА́ЗИЕ, БЕЗОБРА́ЗНЫЙ (от безо́бразный, лишенный образа, формы; лат. deforme — см. образ; форма) — негативная эстетическая оценка, возникающая от состояния неоформленности, неясности, когда во внешней форме произведения искусства не проявлены жизненные силы, направленность, движение мысли. В формальном отношении — то же, что аморфность, определяемая категориями деструктивности, атектоничности. Эстетическое понятие безобразного имеет и объективные основы, коренящиеся в несовершенстве материального мира, в недооформленности его объектов, поскольку все они подлежат развитию и в какой-то определенный момент времени относительно целостны и несовершенны. Поэтому безобразное противопоставляется прекрасному — воображаемому, идеальному состоянию. Вид неоформленной материи, преобладания хаоса над осмысленной формой, отсутствия идеи в материальной стихии естественно представляется безобразным. В крайних проявлениях — абсурд, ахинея. Стихии без-о́бразности противостоят Творец и творчество. Поэтому противоположное понятие — "о́бразный" — означает "осмысленный, одушевленный, духовный, возвышенный". Еще в античной эстетике "безобразное" (греч. aischron) связывалось с этически неприемлемым, дурным, считалось общественно недостойным, позорным. Отсюда происходит античный идеал богов и героев, изображавшихся в прекрасном, гармоничном теле (см. пайдея; тело и душа) . Прекрасному духу должна соответствовать прекрасная форма — зрительно целостная, симметричная, уравновешенная, ясно выраженных пропорций в членениях и соподчинении частей, без излишнего напряжения, движения, искажения. Безобразное в жизни осмеивалось в фольклоре, уличных комедиях и народном творчестве средствами гротеска — преувеличения, шаржирования. Поэтому комичное в период античной классики — то же, что безобразное. Последующее искусство эллинизма, разрушившее классический канон, рассматривалось неоакадемической школой как безобразное. Точно также искусство стиля Барокко долгое время считалось безобразным в сравнении с канонами Классицизма. Эти недоразумения возникают в истории искусства оттого, что на ином уровне художественного мышления привычные эстетические и вкусовые оценки оказываются недостаточными для понимания новаторского содержания создаваемых художниками форм. Критерием художественного качества в этих случаях должно становиться соответствие, согласованность формы и содержания — тела и духа произведения искусств