Как сделать фотоэмульсию в домашних условиях
РЕЦЕПТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭМУЛЬСИИ: )
>>> HOME <<<
Хотя я сам использую фирменную эмульсию, и не собираюсь ее менять. Есть ряд обстоятельств при которых это можно сделать.
Если у вас есть проблемы с поставкой или не устраивает цена импортных эмульсий. Для вас открою сей секрет: )
Есть хороший вариант замены фирменной эмульсии. Сварить ее самому: ) Да у самодельной эмульсии есть недостатки, небольшой срок хранения. Остальные недостатки можно списать, так как стоимость самодельной эмульсии ниже фирменной раз в 50.
Для сего таинства нам понадобится:
Желатин где то 2 куб. см
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" Ярко оранжевый порошок. Раньше можно было найти в фотосалонах, или школах в хим. кабинете.
Еще нужна вода и одна луковица (шутка:) , насчет луковицы)
Желатин в гранулах, берем что покрупнее и потемнее, кладем в стеклянный 200 гр. стакан и наливаем холодной воды, наполовину. Теперь оставим стакан в покое на пару часов. Желатин за это время должен разбухнуть.
А в это время приготовим "соус":)
"Хромпик" растворим в стакане с водой (50 гр. ) до получения насыщенного раствора. Хромпика нужно 6 грамм.
Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого мы сделаем водяную баню. В кастрюлю нальем воду, и поместим в нее же стакан с нашим желатином. И начнем подогревать все время помешивая. Желатин растворяется и у нас получается густой кисель.
Теперь полученное варево и наш ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Только делать это нужно уже в темном помещении при красной лампе. Наше зелье чувствительно к свету: )
Готовую эмульсию хранить в темноте не более недели. А лучше использовать сразу: )
Наносим зелье на рамку как и обычную эмульсию - ракель-кюветой. Только в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же.
Например, время засветки для галогенновой лампы мощностью в 1 Квт будет 3 минуты. Расстояние от лампы до рамки 45 см.
Вымывается матрица слабо теплой водой.
После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.
Есть другой "навороченный" рецепт, эмульсия может хранится более долгое время
Желатин 50 г.
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" 6 г.
Амиак 10% 20мл
Лимонная кислота 3 г.
Вода 80-100 г.
Я не пропагандирую полную замену фирменных эмульсий. Мне нравится удобство и простота их применения. Но я знаю много коллег -шелковщиков, которые пользуются только желатиновой эмульсией, они ей довольны и не собираются ее менять. Так что выбирайте сами: )
советы по самодельной эмульсии.
Для увеличения срока службы желатиновой матрицы, можно ее задубить водным раствором формалина.
Для начинающих можно в рекомендациях добавить, что матрицы должны сохнуть естественным образом. Принудительная сушка недопустима, особенно когда несколько цветов (может перекосить изображение так, что потом не удастся добиться совмещения)
Для увеличения срока годности желатиновой эмульсии можно добавить спирт примерно грамм 30-50 на литр воды (кол-во воды при замачивании желатина уменьшить) .
Спирт также разбивает пузырьки воздуха которые иногда образуются в эмульсии.
Эмульсия во влажном состоянии довольно хорошо переносит свет, поэтому можно работы по нанесению эмульсии, ее приготовлению и прочих делах производить при нормальном освещении, после сушки только при спец. освещении.
Следует помнить, что не полностью вымытый хромпик при проявке матрицы может значительно снизить срок ее службы, наблюдается эффект растрескивания эмульсии (земля в пустыне) , то есть при полностью вымытом хромпике эмульсия более эластичная.
При работе с мелкими деталями мы добавляли в эмульсию немного цинковых белил, это делало эмульсию менее прозрачной, что позволяло более качественно вести визуальный контроль промывки матрицы.
Эмульсию можно наносить ракель-кюветой, а можно и одежной щеткой из натуральной щетины
Если Вы собрались сделать настоящую фотоэмульсию, то вам понадобится:
1 - чистый желатин (из рыбьей чешуи) - прозрачные кристаллы.
2 - чистое азотнокислое серебро, если его достать нет возможности, то тогда нужно:
а - чистое серебро.
б - азотная кислота.
3 - поваренная соль марки экстра.
4 - дистиллированная вода.
5 - длинная стеклянная трубка (химическая пипетка) желательно с делениями.
6 - относительно быстро вращающаяся поверхность (например - диск патефона с удалённым центральным штифтом с оборотами 78 об/мин) .
Заранее надо залить желатин дистиллированной водой и оставить набухать.
Сначала необходимо приготовить раствор азотного серебра - можно делать на свету. Для этого либо в дистиллированной воде растворяется азотное серебро (вода добавляется до полного растворения) , либо чистое серебро растворяется в азотной кислоте (кислоту добавлять до полного растворения серебряных опилок) .
Все дальнейшие операции с серебром надо делать в темноте при красной фотографической лампе минимальной мощности.
Далее из раствора азотного серебра необходимо получить хлорное серебро.
Для этого в раствор азотного серебра необходимо добавить поваренную соль. Сразу после добавления поваренной соли выпадет белый рыхлый творожистый осадок хлорного серебра. Добавление поваренной соли надо прекратить, как только прекратится выпадение хлорного серебра. Затем осторожно раствор сливается (не до конца - осадок сушить нельзя) и осадок несколько раз промывается дистиллированной водой.
После промывки хлорное серебро можно пока оставить под минимальным слоем дистиллированной воды.
Теперь на водяной бане разводим желатин до почти жидкого состояния (густота будет определять толщину слоя, которая ещё зависит от скорости вращения поверхности) , затем (при красном свете) смешивается жидкий желатин и хлорное серебро и тщательно перемешивается (от соотношения желатина и хлорного серебра будет зависеть светочувствительность эмульсии) (можно взбалтывать как коктейль, если позволяет ёмкость) . После перемешивания необходимо дать время, что бы эмульсия отстоялась (вышли пузырьки воздуха) . После отстаивания эмульсию можно подогреть на водяной бане (в темноте или при красном свете) . Затем полученной жидкой эмульсией (пока тёплая) покрываются заранее приготовленные (тщательно обезжиренные, промытые в дистиллированной воде и находящиеся в ней) поверхности (стекло, бумага, пластик и т. д.) . Для этого (обезжиренным) пинцетом заготовка помещается на диск патефона, из химической пипетки наливается небольшая порция эмульсии, а затем поверхность раскручивается до максимума. После того, как плёнка эмульсии полностью выровняется (около 3 минут) , заготовка снимается (эмульсии ничем касаться нельзя) и помещается на ребро в светонепроницаемую коробку, но проницаемую для воздуха и влаги. После того, как все заготовки будут покрыты эмульсией и помещены в коробку на ребро, коробку можно поставить в тёплое место (например - на батарею) и выдержать сутки до полного высыхания эмульсии.
После этого заготовки с эмульсией (фотопластины) полностью готовы к экспонированию и обработке стандартными химикатами для чёрно-белых негативных плёнок и фотобумаг.
Ещё раз напомню, что соотношение раствора желатины и хлорного серебра, а так же толщина плёнки эмульсии определяют светочувствительность слоя и подбираются экспериментально.
Так же не следует ожидать от полученных отпечатков отличного качества, т. к. в домашних условиях почти невозможно получить однородные зёрна хлорного серебра, а так же приготовить однородную суспензию хлорного серебра в желатине - под действием силы тяжести хлорное серебро всё равно будет постепенно оседать даже в желатине в процессе "изготовления" фотопластин.
можно ли развести загустевшую эмульсию с желатином и в каком соотношении