Колесная пара является одним из ответственных элементов экипажной части. В связи с этим изготовление и техническое содержание колесных пар регламентируют. Колесная пара состоит из оси, двух колесных центров с бандажами (или цельнокатаных колес) и двух стопорных колец. Для связи с передачей локомотива (тяговым, двигателем) она оборудуется одним или двумя зубчатыми колесами, полым валом, специальными пальцами и другими элементами тягового привода.
Классифицируют колесные пары по расположению буксовых шеек, конструкции колесных центров. Преимущественное распространение имеют колесные пары с внешними буксовыми шейками. Внутренние шейки букс имеются только на колесных парах локомотивов со парниковым приводом. В зависимости от конструкции колесных центров различают спицевые, дисковые литые и колесные пары с цельнокатаными колесами. Применение цельнокатаных колес обеспечивает снижение массы колесной пары на 400-500 кг, упрощает технологический процесс изготовления и снижает ее себестоимость.
Унифицированная колесная пара тепловозов (ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ116 и М62) с электропередачей и индивидуальным тяговым приводом имеет ось jf, которая изготовлена из осевой стали. Механические свойства ее после термообработки должны соответствовать ГОСТ 3281-81. На поверхности оси различают: две буксовые шейки а для установки колец подшипников букс; части б; под ступичные части в, на которые напрессовывают колесные центры 5 и зубчатое колесо 4; шейки моторно-осевых подшипников и среднюю часть г. Подробнее:
http://lokomotivs.ru/kolesnie_pari.html [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] http://myswitcher.ru/books/poyda/page_58.html