Какие годовщины писателей были культурным событием для общества?
Кончаются патроны, \Мы жжём архивы, и густеет жуть. \...Мы все тут - белые вороны, \Да только год наш так и не пришел, Андрей Вознесенский 1993 Уже недолго. Время утекло
...Как знать, быть может, наступит\ Для нас год Белой Вороны. Татьяна Гончарук
А в этот симметричный год\Везет нас темная лошадка. \"Пока не валко и не шатко",\Как из мешка заметил кот. Андрей Вознесенский 2002 Н. Смирновой\\А в этот симметричный год
Год на год громоздя кирпичи этажей, \ Кто-то переложил в это тесто дрожжей - \ И с погашенными свечами, \ В лабиринтах плутая под маршевый вой, \ В позолоченный полдень биясь головой, \ Мы забыли, что Слово - в начале. Василий Бетаки Пора кончать петербургскую повесть. -
Что унёс с собою сбежавший год? \Всё оставил - и треснувший небосвод, \И ослепшие окна. \Красный старец, из чёрной шагнув дыры, \Он развяжет мешок и вручит дары -\И достанется шок нам. Андрей Вознесенский 2004 Ну и что же, что первое января?
Год не отличу от года, \А прошло, наверно, два, \Я забыл твой день ухода\И в твоих устах слова\Древнего людского рода. Григорий Корин Я забыл, когда ты умер,
Может, будет год нелегким? \Будет в нем погод нелетных? \Не грусти - не пропадем. \Образуется потом. Андрей Вознесенский. Римские праздники
Год рождает живые мгновенья, \А хоронят немые века; \Сердце Смерти не знает прощенья, \А Его не устанет рука. \Смерти хохот, и ропот, и голодРазжигают в Нем дикую страсть: \На корабль Он направил свой молот\ И, как волк, свою пасть. АЛДЖЕРНОН ЧАРЛЬЗ СУИНБЕРН. Перевод Н. Васильева НА СЕВЕРНОМ МОРЕ
Распрямились года, как вода. \От жемчужного сна озорного\не осталось в душе и следа. \Но осталась заноза. \Нож возьму, не ропща, не мудря. Андрей Вознесенский 1974
Год созревает постепенно\ и скоро, поданный к столу, \ обезоруженный, растленный, \ преобразумится в золу. \ И я золою нарисую\ на ласковом листе шершавом\ щекастый паспорт поцелуя\ под сенью носа величавой. Евгений Сабуров 1995
Годы. Темноты. Мосты. И осознать в перерыве: \Господи - это же ты! \Это - впервые. Андрей Вознесенский
Год Фаянсовой Свиньи. \ Протокольная заря. \ Входим, сами не свои, \ В департамент декабря. \ От личин не отличимы, \ Мы уже не знаем, чьи мы. Александр Беляков. Из цикла «ЭРА АЭРА»
Женщина с зябнущим следом бикини\из целлулоидного Марокко, \я поцелуев твоих не покину, \мы зарастаем луной и морошкой. Андрей Вознесенский
Год шел к концу и не хватало слов\Лишь в горле тяжесть нарастала злее\Все резче натиск Стон невнятный все слабее\И болью плоть распята вновь и вновь Бохдан Задура. Перевод Татьяны Изотовой «Новая Юность» 2002, №5(56)
Мне, Господи, ещё лет десять дай. \Ну что Тебе каких-то десять лет? \Я понял: жизнь прошла как бы вчерне, \несладко жил — но всё же не в Чечне. \Червонец дай. Не жмись, как вертухай! Андрей Вознесенский
И так я говорю: пускай года пройдут —\ Другие выразить обязаны, \ О чем я ведал, сидя тут\ Под вязами. Даур Зантария «Новый Мир» 1996, №12
Называйте его уродливым. Шлите жалобы на творца. На дворе двадцатые годы — не с начала, так от конца. Андрей Вознесенский (век)
Года мудрей, А понимать трудней. Живу и мучаюсь В бессильной страсти, Как скорбный бог, Что сотворил людей И потерял над ними Силу власти. Василий Федоров
Годы проходят, лучшие годы, \ лучшие кодлы нашей свободы. \ Андрей Вознесенский Московский Комсомолец 09.07.2007 Стихозы
Года - не споря, и Часы - спеша, \ Как бы на выси горной, где рассвет, \ Свою надежду и боязнь глуша, \ Сошлись, толпясь, темня друг другу свет, \ Зовя: - Свобода! - Отклик Возмущенья\ На стоны жалости возник; Ода свободе. Перси Биши Шелли. 1820 Перевод В. Меркурьевой
Гои мы, конечно, только все же\До костей, до мяса - иудеи, \И поэтому тоска нас гложет, \Ничего нам с нею не поделать. Андрей Вознесенский 1988 ПОХМЕЛЬНОЕ
С чувством гордости хочется отметить, что в эти дни наш дом не плетётся в хвосте событий.
Нами, во-первых, приобретён за 6 р. 50 коп. однотомник Пушкина для всеобщего пользования. Во-вторых, гипсовый бюст великого поэта установлен в конторе жакта, что, в свою очередь, пусть напоминает неаккуратным плательщикам о невзносе квартплаты.
Кроме того, под воротами дома нами вывешен художественный портрет Пушкина, увитый ёлочками.
И, наконец, данное собрание само за себя говорит.
Конечно, может быть, это мало, но, откровенно говоря, наш жакт не ожидал, что будет такая шумиха. Мы думали: ну, как обыкновенно, отметят в печати: дескать, гениальный поэт, жил в суровую николаевскую эпоху. Ну там, на эстраде, начнётся всякое художественное чтение отрывков или там споют что-нибудь из «Евгения Онегина» .
Но то, что происходит в наши дни, — это, откровенно говоря, заставляет наш жакт насторожиться и пересмотреть свои позиции в области художественной литературы, чтобы нам потом не бросили обвинение в недооценке стихотворений и так далее.
Ещё, знаете, хорошо, что в смысле поэтов наш дом, как говорится, бог миловал. Правда, у нас есть один квартирант, Цаплин, пишущий стихи, но он бухгалтер и вдобавок такой нахал, что я прямо даже и не знаю, как я о нём буду говорить в пушкинские дни. Приходит позавчера в жакт, угрожает и так далее. «Я, — кричит, — тебя, длинновязый чёрт, в гроб загоню, если ты мне до пушкинских дней печку не переложишь. Я, — говорит, — через неё угораю и не могу стихов писать» . Я говорю: «При всём чутком отношении к поэтам я тебе в данное время не могу печку переложить, поскольку наш печник загулял» . Так ведь кричит. За мной погнался.
Ещё спасибо, что среди наличного состава жильцов у нас нет разных, знаете, писательских кадров и так далее. А то бы тоже, наверное, в печёнку въелись, как этот Цаплин.
Ну, мало ли что он может стихи писать. Тогда, я извиняюсь, и мой семилетний Колюнька может в жакт претензии предъявлять: он тоже у меня пишет. И у него есть недурненькие стихотворения:
Мы, дети, любим тое время, когда птичка в клетке.
Мы не любим тех людей, кто враг пятилетке.
Шпингалету семь лет, а вот он как бойко пишет! Но это ещё не значит, что я его хочу равнять с Пушкиным. Одно дело — Пушкин, а другое дело — угоревший жилец Цаплин. Прохвост такой! Главное, навстречу жена идёт, а он за мной как погонится. «Я, — кричит, — тебя в мою печку с головой сейчас суну» . Ну что это такое? ! Сейчас пушкинские дни проходят, а он меня так нервирует.
Пушкин пишет так, что его каждая строчка — верх совершенства. Такому гениальному жильцу мы бы ещё осенью переложили печку. А что ему будем перекладывать, Цаплину, — это я прямо поражаюсь.
Сто лет проходит, и стихи Пушкина вызывают удивление. А, я извиняюсь, что такое Цаплин через сто лет? Нахал какой!. . Или живи тот же Цаплин сто лет назад. Воображаю, что бы там с него было и в каком бы виде он до наших дней дошёл!
Откровенно говоря, я бы на месте Дантеса этого Цаплина ну прямо изрешетил. Секундант бы сказал: «Один раз в него стрельните», — а я бы в него все пять пуль выпустил, потому что я не люблю нахалов.
Великие и гениальные поэты безвременно умирают, а этот нахал Цаплин остаётся, и он нам жилы повытянет. (Г о л о с а. Расскажите про Пушкина. )
А я про Пушкина и говорю, а не про Лермонтова. Стихи Пушкина, я говорю, вызывают удивление. Каждая строчка популярна. Которые и не читали и те его знают. Лично мне нравятся его лирические стихи из «Евгения Онегина» — «Что ты, Ленский, не танцуешь» и из «Пиковой дамы» — «Я хотел бы быть сучочком» . (Г о л о с а. Это оперное либретто. Это не Пушкина стихи. )
То есть как это не Пушкина? Что вы мне баки заколачиваете?. . Хотя я перелистываю наш однотомник и вижу — в «Пиковой даме» действительно нет стихов.. . Ну, если эти стихи «Если б милые девицы все б могли летать, как птицы» не Пушкина, то я уж и не знаю, что про этот праздник подумать.
…культурным событием для общества – всегда были Книги – авторы, которых и не предполагали, что среди ...потомков найдутся их Имен Почитатели! (Психопатология обыденной жизни 2)
"На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает, но вот что интересно:
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.
Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет, куда не знает.
Какие женшины на нас кидают взоры
И улыбаются.. . И птичка вылетает.
И улыбаются.. . И птичка вылетает.
На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны (для тех, кто понимает)
Все наши глупости и мелкие злодейства
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.
Мы будем счастливы (благодаренье снимку)
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.
На фоне Пушкина! И птичка вылетает. "Б. Окуждава.
****
"Говорит один из участников проекта, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Нина Попова: «Я совсем недавно, начиная работать над этим фильмом вместе с Беллой Алексеевной Курковой, узнала, что еще в 1935 году было постановление ЦИКа о праздновании пушкинского юбилея. Мне попадались фотографии, сделанные в 1937 году: когда артисты самодеятельности в каких-то клубах разыгрывали «Онегина» или «Цыган» в пыльных потрепанных платьях» .
Празднование дня смерти национального гения - вообще-то абсурд, но, вероятно, не на фоне арестов, пыток и расстрелов. Кстати, пышному празднику в Кремле помешала смерть Орджоникидзе – впрочем, помешала не надолго. «Через два дня уже висел портрет Пушкина, - рассказывает Нина Попова. - И его обрамляли все известные нам цитаты: «Товарищ, верь, взойдет она» и другие фразы, надерганные из стихов. За этим сразу начинается «бухаринское дело» . Газеты почему-то перескакивают с «Товарищ, верь, взойдет она» к «Убийцам смерть» . Такое соединение несоединимого доказывает, что это была мудро, тонко и продуманная тираном политика». (...) Т. Волыская, "Поэт умер, да здравствует террор! "
ты точно больной...