О каком писателе идет речь?
Его уже забывают или забыли. Недавно всю его прозу переиздали. Цена трех томов неуклонно снижается.
ДополненЯ имела в виду именно Фриша. Кто дополнит о его жизни и творчестве?
Я имела в виду именно Фриша. Кто дополнит о его жизни и творчестве?
Макс Фриш (Max Frisch)
ФРИШ Макс (1911-91), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В творчестве Фриша, отмеченном ярким экспериментаторством, - критика конформистских, филистерских взглядов мещанина (пьесы "Бидерман и поджигатели", поставлена 1958; "Андорра", 1961), нравственного индифферентизма (роман "Homo Faber", 1957), отчуждения личности в буржуазном мире (романы "Штиллер", 1959, "Назову себя Гантенбайн", 1964, повести "Человек появляется в эпоху голоцена", 1979, "Синяя борода", 1982).
М. Фриш родился 15 мая 1911 года в Цюрихе. Его отец - архитектор Бруно Фриш, мать - Каролина Беттина, урожденная Вильдемут. В молодые годы жила в России, была гувернанткой.
Семья была небогатой, но отец, сам не имевший высшего образования, стремился, чтобы его сыновья стали образованными людьми. Старший брат Макса Фриша стал химиком. Макс же после окончания гимназии, о которой, как он вспоминает, у него не осталось ярких впечатлений, поступил в Цюрихский университет на факультет германистики.
Литературу и искусство он полюбил еще в школьные годы. В 16 лет Макс увидел постановку "Разбойников" Ф. Шиллера. Пьеса так на него подействовала, что он "просто не мог понять, почему взрослые, у которых достаточно денег и нет уроков, не ходят в театр каждый вечер". В те же 16-17 лет он прочитал "Дон Кихота" и это потрясло его. Немного позже он "испытал счастье" прочитать "Зеленого Генриха" З. Келлера. "Эта книга стала моим учителем". Читал он также Клейста, Мерике и других. В двадцать - двадцать два года, пишет М. Фриш в "Дневнике", я уже определенно хотел стать писателем. Ни офицером, ни адвокатом, ни врачом, ни учителем, ни фабрикантом, - только писателем. Но в это время умер отец и Макс должен был зарабатывать на жизнь. Он начал сотрудничать в газете "Новая Цюрихская газета". Наряду с германистикой стал изучать архитектуру, поступив во второй ВУЗ - Технический университет. С 1941 года он работает в архитектурном бюро Цюриха.
В 1942 году Макс Фриш женился на Константе Мейенбург, в 1959 году их брак распался.
Затем М. Фриш встречает австрийскую поэтессу Ингеборг Бахман. Их любовь и дружба оставили в жизни каждого глубокий и яркий след. И все-таки жить долго вместе они не смогли. Столкнулись два таланта, две неповторимых, непохожих друг на друга личности.
В 1968 году М. Фриш женился во второй раз: на Марианне Целлер, однако в 1979 году и этот брак распался.
С 1955 года он полностью посвятил себя литературной деятельности. Много путешествует, подолгу живет в Риме, Берлине, Нью-Йорке и Цюрихе.
Творческий метод, который М. Фриш принимает и отстаивает - реализм. Но что такое реализм?
Он цитирует Г. Бюхнера, который требовал от искусства правдивого изображения жизни: "Я требую во всем жизни, возможности бытия, тогда это хорошо; мы не должны спрашивать, красиво это или уродливо. Ощущение, что это исполнено жизни, выше этих соображений и является единственным критерием в вопросах искусства". Это и есть то, что я понимаю под реализмом в искусстве: "правдивое изображение исторической реальности со всеми ее противоречиями, то есть отображение без прикрас", - подчеркивает М. Фриш. По его мнению, наиболее яркими реалистами являются Сервантес и Свифт, Джозеф Конрад, Мелвилл. И Кафка. Да, Кафка, ибо существует и некий пророческий реализм. Но, конечно, и русские писатели. "Мне близки и Толстой, и Гоголь, и Пастернак, и Пушкин. Но первым русским писателем, который очаровал меня, был Достоевский. Восхищаюсь Горьким. А Исаак Бабель? Сейчас перечитываю Антона Чехова, которого люблю. Все это великие писатели, если мы согласны в том, что великого писателя отличает объективное знание человека и правдивость отображения. Этим и важен для нас большой писатель. Да, именно объективное знание человека, открытая сила переживания и есть инженерия человечности", - пишет М. Фриш.
Макс Фриш (нем. Max Frisch; 15 мая 1915, Цюрих — 4 апреля 1991, там же) — швейцарский писатель

Грузный человек в массивных очках наружностью напоминает одновременно римского патриция и содержателя гамбургской "бирштубе", но профиль у него, как у индейского вождя, а в светлых глазах навсегда застыло выражение грустноватого веселья. Макс Фриш, один из крупнейших немецкоязычных прозаиков ХХ века. Почему "язычных"? Потому что он швейцарец. География немецкого языка шире германских границ.
В стране сыров, часов, шоколада и анонимных банковских счетов находили приют многие мастера слова. В италоязычном Тессине всю жизнь прожил Герман Гессе. В Цюрихе долго обитал ирландец Джойс. Во франкоязычном Монтре дожил последние годы русский американец Набоков.
Фриш позволил себе родиться в Швейцарии. Но почти во всех его книгах место действия условно, родина упоминается мимоходом. Фриш не раз говорил: Швейцария – слишком спокойная и добропорядочная страна, чтобы быть интересной писателю, а немецкий язык в быту для швейцарца – все равно что латынь для средневекового парижанина.
"Штиллер" (1954) – роман о человеке, который не хочет быть самим собой. "Homo Фабер" (1957) – роман о человеке, который хочет играть роль стандартного типажа, настолько он утомлен "индивидуальностями". "Назову себя Гантенбайн" (1964) – роман о мнимом слепце, который уже и видеть этот мир не хочет, но видит – и никому об этом не говорит.
После романов были еще повести "Монток", "Человек появляется в эпоху голоцена", "Синяя Борода". До романов была знаменитая пьеса "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" и не менее знаменитый дневник "Листки из вещмешка".
Поздний Фриш совершенно бессюжетен и бесфабулен, его проза с виду напоминает отрывочные записи – но в этих записях чувствуется железная рука драматурга, ставшего прозаиком, дабы исключить театральное посредничество в контакте с публикой. Никаких описаний – только диалоги, реплики, ремарки, непрерывные движения и толчки мысли. Режиссерские пометки в ходе репетиции пьесы под названием "Действительность".
В СССР Фриша очень жаловали – непонятно за что: левым он никогда не был (правым – тоже) . Мариэтте Шагинян он как-то поведал, что ребенком в Цюрихе видел Ленина, жившего по соседству, – и это был его единственный, строк в десять, вклад в "лениниану". Он был талантливым писателем и порядочным человеком, порядочность которого основывалась не на политических убеждениях, а на себе самой. Не везло ему только в личной жизни – но об этом пусть пишут другие.
Название романа "Homo Фабер" по-русски "не играет": "homo faber" по-латыни означает "человек производящий", а Фабер – фамилия главного героя. Фабер – идеальный технократ. Он "произвел" себя и хочет "производить" всех вокруг себя. За это расплачивается инцестом с собственной дочерью – эдиповым комплексом наоборот.
.

Его уже забывают или забыли. Недавно всю прозу Фриша переиздали. Цена трех томов неуклонно снижается.
Max Frisch
Булгаков.
таких много.
Лукьяненко,
Толкиен,
перумов
....