Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

как называли сказителей истории казахского народа

Знаток (325), закрыт 5 лет назад
Лучший ответ
ЗДЕСЬ. Хотя вы его видите и здесь: предыдущий отвечающий его у меня позаимствовал, а попросту украл, раз не удосужился дать ссылку на источник заимствования. Скопировал даже галочки и специфическое для Казахстана написание ЖЫ-ШЫ с буквой Ы в некоторых заимствованиях из казахского языка (мы пишем жырау, жырши, Шымкент, Шымбулак и т. д. , а в России продолжают писать жирау, жирши, Чимкент, Чимбулак) , вот только курсив и жирный шрифт не смог сделать, видимо, не умеет, видимо.

Повторю свой ответ:

Сказителей в Казахстане называли по-разному:

✔ аңыз-ертегіші;
✔ аңыз-жыр айтушы;
✔ аңызшы;
✔ дастаншы;
✔ ертекші;
✔ жырау;
✔ жыршы;
✔ қосықшы;
✔ сүлей.

Наиболее известные из них жырау и жыршы, но жырау были государственными деятелями, поэтому не развлекали публику историческими сказаниями, а высказывались по существу только в дни народного горя или радости, а вот жыршы и слагали эпические героические сказания, и исполняли как собственные сочинения, так и сочинения других авторов. Исторические сказания они заучивали наизусть и передавали из уст в уста другим сказителям.

Добавлю немного.

Слова жырау и жырши образованы от древнетюркского слова жыр, обозначающего эпическую песню-сказание (перевод, естественно, неточный, так как в русском языке нет термина, который был бы эквивалентен древнетюркскому и казахскому слову жыр) .

Жырау считались провидцами, умели предсказывать будущее, поэтому становились ханскими советниками. Они создавали свои песни-сказания и декламировали их речитативом под собственный аккомпанемент кобыза – одного из древнейших музыкальных инструментов.


Известнейшими казахскими жырау были влиятельный сановник из свиты хана Золотой орды Улуг-Мухамеда (а после его смерти – первых казахских ханов Жанибека и Керея) Асан Кайгы, выходец из среды военной аристократии кочевников Казтуган, участник военных походов против Крымского, Ногайского и Казанского ханств Доспамбет, внук правителя Заяицкой орды Мусы Шалкииз, воспитанник батыра Бердике Ахтамберды, советник известнейших казахских ханов Тауке и (спустя много лет после смерти Тауке) Абылая Бухар.

Жырши, в отличие от жырау, чаще всего были не творцами, а исполнителями, заучивавшими наизусть эпические песенные сказания и исполнявшими их перед публикой.

Темами жыров, философских толгау (песен-размышлений) , жоктау (песен-плачей) , песен-посвящений и песен-восхвалений (это популярные жанры произведений жырау) были исторические события, рассказы о битвах и батырах, дискуссии с ханами, философские размышления, воспевание родины.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

А специально для Алексея Жукова скажу, что плагиат – дело некрасивое и даже уголовно наказуемое (естественно, что в суд я обращаться не буду) и что мне для подобных ответов не надо прибегать к помощи Интернета, так как я хорошо знаю материал, потому что в своей жизни (совместно с друзьями-соавторами) написала 8 учебников, из них 6 по казахской литературе. Вот 4 из них:


А так как на обложках нет фамилий авторов, то вот ССЫЛКА, где предлагают купить один из данных учебников и называют фамилии его создателей, мою в том числе.
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают