Предмет: окружающий мир
Класс:3
Направление внеурочной деятельности: проектно-исследовательская деятельность
Тема проекта: Сравнение ракообразных и паукообразных животных.
Цель проекта: создание условий для формирования знаний о сходствах и различиях ракообразных и паукообразных животных.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский
Актуальность проекта: учащиеся научатся выделять общие признаки, а также ключевые отличия ракообразных и паукообразных. Это развивает навыки сравнения, анализа и формирует представление о многообразии и классификации животного мира.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта: сравнительная таблица,
Продукт проекта: брошюра, отражающая общие и различные признаки ракообразных и паукообразных.
Учитель приветствует обучающихся. Демонстрирует 2 загадки на слайде презентации.
1)Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях. Угадайте, дети: Кто расставил сети?
2) Под водою он живёт,
Ходит задом наперёд. Шевелит усами вольно
И клешнями щиплет больно.
В норках прятаться мастак,
Каждый знает — это …
Учитель просит назвать группы, к которым относятся эти животные.
Учитель просит вспомнить обучающихся тему, которую проходили последней на уроке окружающего мира.
Учитель задаёт вопрос, похожи ли между собой эти группы животных и есть ли между ними различия. Учитель просит сформулировать гипотезу после подходящего диалога.
Учитель просит сформулировать тему и цель проекта.
Подводит обучающихся к формулированию плана.
Учитель просит обучающихся разделиться на 2 группы. Первой группе даётся задание изучить признаки ракообразных, второй — паукообразных.
Приветствуют учителя.
Обучающиеся отвечают на загадки (паук, рак).
Отвечают на вопрос (ракообразные и паукообразные)
Отвечают на вопрос (у них есть и сходства и различия).
Формулируют гипотезу о том, что у ракообразных и паукообразных есть и общие черты и различные.
Тема: Сравнение ракообразных и паукообразных.
Цель: расширить знания о сходствах и различиях ракообразных и паукообразных.
План:
1. Проанализировать информационные ресурсы.
2. Создать презентацию.
3. Создать итоговый продукт.
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
Поисково-аналитический
Учитель предоставляет обучающимся ресурсы, в которых они могут найти информацию о ракообразных и паукообразных: энциклопедия, атлас-определитель «От земли до неба», интернет-источники, видеоматериалы.
На уроке учитель показывает обучающимся видео, с помощью которого они смогут узнать различные признаки ракообразных и паукообразных.
Обучающиеся выбирают источники информации, которые они будут использовать для создания проекта.
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
Практический
Учитель раздаёт обучающимся таблицы с признаками (отделы тела, число пар ног, наличие усиков, наличие крыльев, чем питаются, места обитания). Первая группа заполняет таблицу, анализируя ракообразных, вторая – паукообразных.
Учитель демонстрирует видео, в котором называютсянекоторые признаки, данные в таблице. Обучающиеся начинают заполнять таблицу во время просмотра видео.Оставшиеся пункты таблицы обучающихся заполняют самостоятельно при помощи различных ресурсов, которые они выбрали.
Учитель задаёт вопросы, какой пункт плана выполнили обучающиеся и какой пункт плана будем выполнять следующим. Учитель говорит о том, что в презентациях должны быть отражены признаки, которые они записали в таблицах.
Смотрят видео, заполняют таблицу.
-Проанализировать информационные ресурсы.
-Создать презентацию
Обучающиеся составляют презентации в группах, консультируясь с учителем.
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
Презентационный
Учитель с помощью жеребьёвки определяет, в каком порядке выступают группы.
Перед началом выступления
раздаются таблицы, с помощью которых группы будут оценивать друг друга.Группы демонстрируют презентации и рассказывают информацию о группах животных, которую им удалось найти. После выступления одной группы, другая задаёт вопросы по содержанию, если они возникли.
После выступления, создаётся брошюра, в которой демонстрируется сравнение ракообразных и паукообразных животных. В создании брошюры принимают участие все участники группы.
Демонстрируют презентации.
Создают брошюру.
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
готовить небольшие публичные выступления;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Оценочный
Учитель просит оценить группы с помощью таблиц, которые раздавались в начале. В таблице даны признаки оценивания (внешний вид презентации, содержательность презентации, рассказ). Рядом с каждым пунктом нужно проставить балл от 1 до 5. Под таблицей дана строка, в которой нужно написать краткий комментарий о выступлении группы. После выступления слушаются баллы, которые поставили группы друг другу.
Затем учитель даёт краткий комментарий от себя относительно работы, проделанной группами.
Выполняют взаимооценку.
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий;
Рефлексивный
Учитель просит каждого участника группы ответить на 2 вопроса: «Что у вас получилось и над чем, как вам кажется, стоит поработать?»
Обучающиеся отвечают на вопросы.
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.