Готовлюсь к экзамену по истории искусств
Помогите, пожалуйста. Нужно к экзамену найти информацию о искусстве средневековья, типы христианских храмов (крестово-купольные и базиликальные) Характерные особенности византийской мозаики и иконописи.
Также нужны конструктивные особенности готических и романских соборов. И прошу, не скидывайте очень много информации с таких сайтов как википедия. Мне нужно коротко, самое главное. Заранее благодарна
Это достаточно обширная тема, поэтому попытаюсь покороче :)
Базиликой в Древнем Риме называли большие здания на центральных площадях, где происходили судебные разбирательства и совершались торговые операции. Форма базилики оказалась удобной для христианской церкви благодаря вместительности. Ведь в отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь — это молитвенный дом, где собирается много людей. Христианская базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или иногда пять частей, называемых нефами или кораблями. Нефы между собой разделялись колоннадами. В плане сверху базилика напоминала греческий крест. Рядом с базиликой располагалась отдельно стоящая башня в качестве колокольни.
Крестово-купольные строения или здания центрического типа, из-за особенности конструкций были небольших размеров и не могли вместить большое количество прихожан, поэтому этот тип зданий использовали как баптистерии (крестильни) или мемориальные сооружения над значимыми христианскими местами. .
Для украшения первых христианских церквей широко использовалась мозаика, в искусстве которой византийские мастера не имели себе равных. Техника эта была известна еще в Древнем Египте, позднее греки и римляне применяли ее для украшения жилых и общественных зданий, однако лишь в IV веке начался ее подлинный расцвет. Если раньше мозаика служила преимущественно для украшения полов, то в византийских храмах она переместилась на стены. На смену цветному камню древних мозаик пришла смальта — кусочки разноцветного окрашенного в массе стекла или двухслойного прозрачного стекла с проложенным в середине тончайшим листочком золота. Кубики смальты втыкались вручную в окрашенную под цвет росписи сырую штукатурку. Чтобы мозаика не отсвечивала, им придавался легкий наклон. Блеск золота, мерцание смальт, чистое и глубокое звучание красок создавали декоративный эффект, которого не могла достигнуть фреска.
Примерно в этот же период в византийской культуре широкое распространение получили иконы. Так как прижизненных портретов Христа, Богоматери и апостолов, скорее всего, не существовало, их стали изображать отвлеченно, символически — чтобы вообще не возникало вопросов о портретном сходстве. Прообразом иконы считается фаюмский портрет, возникший в Египте в 4 в. до н. э. , поэтому все ранние иконы, как и фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики. Византийская манера иконописи предполагала плоскостное статичное изображение святого с аскетическим, несколько удлиненным овалом лица, с большими глазами, отрешенно смотрящими на зрителя. Все линии рисунка прописывались золотом, а пространство между линиями заполнялось плотным ровным цветом. Основной фон выполнялся золотом. Такая техника живописи делала икону очень ценным предметом. Романские соборы Европы весьма разнообразны как по размерам, конструкции и внутреннему устройству, так и по своему декору. Даже в пределах одной страны можно встретить очень разные типы зданий. Но при всех различиях они сохраняют общие черты стиля: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, преобладание полуциркульной формы сводов, массивность столбов центрального нефа.
Готические соборы уже не производят впечатления крепости. Общие черты готической архитектуры: ажурные стены, окна, занимающие весь простенок между колоннами, обилие резьбы по камню и витражей, преобладание стрельчатой формы сводов, а помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн.