Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
10лет
Изменено

Готовлюсь к экзамену по истории искусств

Помогите, пожалуйста. Нужно к экзамену найти информацию о искусстве средневековья, типы христианских храмов (крестово-купольные и базиликальные) Характерные особенности византийской мозаики и иконописи.
Также нужны конструктивные особенности готических и романских соборов. И прошу, не скидывайте очень много информации с таких сайтов как википедия. Мне нужно коротко, самое главное. Заранее благодарна

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Новичок
10лет

Это достаточно обширная тема, поэтому попытаюсь покороче :)

Базиликой в Древнем Риме называли большие здания на центральных площадях, где происходили судебные разбирательства и совершались торговые операции. Форма базилики оказалась удобной для христианской церкви благодаря вместительности. Ведь в отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь — это молитвенный дом, где собирается много людей. Христианская базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или иногда пять частей, называемых нефами или кораблями. Нефы между собой разделялись колоннадами. В плане сверху базилика напоминала греческий крест. Рядом с базиликой располагалась отдельно стоящая башня в качестве колокольни.

Крестово-купольные строения или здания центрического типа, из-за особенности конструкций были небольших размеров и не могли вместить большое количество прихожан, поэтому этот тип зданий использовали как баптистерии (крестильни) или мемориальные сооружения над значимыми христианскими местами. .

Для украшения первых христианских церквей широко использовалась мозаика, в искусстве которой византийские мастера не имели себе равных. Техника эта была известна еще в Древнем Египте, позднее греки и римляне применяли ее для украшения жилых и общественных зданий, однако лишь в IV веке начался ее подлинный расцвет. Если раньше мозаика служила преимущественно для украшения полов, то в византийских храмах она переместилась на стены. На смену цветному камню древних мозаик пришла смальта — кусочки разноцветного окрашенного в массе стекла или двухслойного прозрачного стекла с проложенным в середине тончайшим листочком золота. Кубики смальты втыкались вручную в окрашенную под цвет росписи сырую штукатурку. Чтобы мозаика не отсвечивала, им придавался легкий наклон. Блеск золота, мерцание смальт, чистое и глубокое звучание красок создавали декоративный эффект, которого не могла достигнуть фреска.

Примерно в этот же период в византийской культуре широкое распространение получили иконы. Так как прижизненных портретов Христа, Богоматери и апостолов, скорее всего, не существовало, их стали изображать отвлеченно, символически — чтобы вообще не возникало вопросов о портретном сходстве. Прообразом иконы считается фаюмский портрет, возникший в Египте в 4 в. до н. э. , поэтому все ранние иконы, как и фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики. Византийская манера иконописи предполагала плоскостное статичное изображение святого с аскетическим, несколько удлиненным овалом лица, с большими глазами, отрешенно смотрящими на зрителя. Все линии рисунка прописывались золотом, а пространство между линиями заполнялось плотным ровным цветом. Основной фон выполнялся золотом. Такая техника живописи делала икону очень ценным предметом. Романские соборы Европы весьма разнообразны как по размерам, конструкции и внутреннему устройству, так и по своему декору. Даже в пределах одной страны можно встретить очень разные типы зданий. Но при всех различиях они сохраняют общие черты стиля: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, преобладание полуциркульной формы сводов, массивность столбов центрального нефа.
Готические соборы уже не производят впечатления крепости. Общие черты готической архитектуры: ажурные стены, окна, занимающие весь простенок между колоннами, обилие резьбы по камню и витражей, преобладание стрельчатой формы сводов, а помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн.