Елизавета Меркурьевна Бём - русская рисовальщица, силуэтист, происходила из старинного рода.
Елизавета Бём родилась в столице, но детство провела в родовом поместье, в Ярославской губернии. Туда, родители художницы переехали жить, когда ей было шесть лет. Самые светлые детские воспоминания Елизаветы Меркурьевны связаны были с сельской жизнью.
Как и многим будущим художникам, ей с детства нравилось рисовать: «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием» .
С 14 лет девочка занималась в Школе поощрения художников (1857-1864), которую окончила с золотой медалью.
Как силуэтист Елизавета Меркурьевна стала активно работать с 1875 года.
В 1877 году художница сделала одну из самых известных своих книг — «Силуэты из жизни детей» . На больших листах по зеленоватому цвету в ней словно бы рассыпаны белые карточки с силуэтными изображениями ребятишек. Подписи к рисункам немного пафосны: например, картинка, на которой двое детей играют на музыкальных инструментах, подписана «Будущие великие музыканты» , девочки, в духе времени, названы «Будущими мамашами» и так далее.
В 1878 году Елизавета Меркурьевна выполнила иллюстрации к басням И. А. Крылова.
В 1880-м она создала ещё одну книгу, прибавившую ей славы, — «Пирог» . На тонированной бумаге здесь размещены белые круги, в которых развивается история маленьких девочек, сделавших пирог и к радости собаки уронивших его.
Большую часть жизни художница посвятила созданию детских книг. Но с возрастом ей стало трудновато работать в технике литографии, и она занималась по преимуществу акварелями, рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка» .
С 1893 года Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был её брат Александр. Она делала формы для посуды, рисунки для эмалей. Стеклянные изделия, выполненные в русском стиле, создавались по оригинальным рисункам художницы специально и для Всемирной выставки в Чикаго (к. XX в. ) и были удостоены медалями.