Какие ступени повышаются в мелодическом и гармоническом минорах?
Тут дело хитрое.
Гармоническим мажором или минором называются лады, где низкая 6-я и высокая 7-я ступени. Тогда мы получаем увеличенную секунду между 6-й и 7-й ступенями.
На практике это выглядит очень просто: обе ступеня являются терциями субдоминанты и доминанты. Значит, у мажора или минора с минорной доминантой и мажорной субдоминантой обязана появиться эта самая увеличенная секунда.
Идём далее. Нам ли останавливаться на недосказалках?
Следующий шаг - ДВАЖДЫ гармонический минор или мажор. Где ещё искать увеличенную секунду?
А очень просто.
Увеличенная секунда в мажоре находится между низкой второй и высокой третьей ступенями. Тогда как в дважды гармоническом миноре - между низкой третьей и повышенной четвёртой. Не "высокой", а "повышенной". Потому, что "патамушта".
С обычным "гармоническим" ладом всё понятно. s-D. Ув. 2 обеспечена.
Ув. 2 в миноре тоже обеспечена доминантсептаккордом. двойной доминанты.
В мажоре - сложнее. Двойной субдоминантой.
Скажем, в до-мажоре си-бемоль-минор. Тогда между его малой терцией и большой терцией тонического аккорда и возникает эта самая увеличенная секунда.
Наше дело - теоретическое.
Но оно - всё в жизни имеется. Нужно лишь понять.
С ув. Н. И.
гармон 7-я
мелод - 6 и 7-я
В мелодическом миноре повышаются 6 и 7 ступени (в восходящем движении от низких звуков к верхним) . В гармоническом - 7 ступень
Гармонический - седьмая, мелодический - шестая и седьмая (но только при движении вверх).
В гармоническом миноре повышается 7 ступень
В мелодическом миноре повышается 7 и 6 ступени
В гармоническом мажоре понижается 6 ступень
В мелодическом мажоре понижается 6 и 7 ступени