


Реальна ли свобода воли?
В системе стоического фатализма человеку оставляется лишь свобода подчиняться законам мирового целого и его движению. Стоики иллюстрировали свое понимание свободы примером с собакой, привязанной к колеснице. Если собака бежит за колесницей, она делает это по своей воле, как бы понимая, что никуда ей не деться, и одновременно подчиняется влекущей необходимости. Если отказывается и не хочет бежать, все равно колесница тащит ее за собой. Итак, человеческая свобода — это сознательное и разумное следование необходимости. Как сказано в молитвенных стихах стоика Клеанфа:
Веди меня, Зевес, и ты, что ткешь судьбу, Куда от века вами предопределен, Да неропща пойду. А коль не восхощу, Негодным став, то все равно туда ж пойду.
Исходя из того, что все существующее есть необходимая связь причин и следствий, стоики утверждали возможность мантики и предсказаний будущего. Они пытались создать для распространенной и в Греции, и в Риме практики предсказаний научную основу. Вообще, их отношение к религии резко отличалось от последовательного ее неприятия эпикурейцами. Стоики пытаются ассимилировать античную религию в свое мировоззрение, признают и бога, и богов и демонов. Они стараются ответить на критику религии путем аллегорического истолкования основных фигур пантеона и главных мифов. Аллегорическому толкованию подвергаются гомеровские тексты. Эта ассимиляция религии проводится под знаком пантеизма.
Многочисленные боги и герои
Греции хорошо подошли для мировоззрения, провозглашавшего, что все есть божество.
Человеческую душу
стоики определяли как «соприсущий нам воздух», «соприсущий нам и непрерывный воздух, пронизывающий все наше тело».
Сам воздух нашей души определялся как «мыслящее тепло» или как огонь.
Душа делилась стоиками на восемь частей: на ведущее и руководящее начало, на пять ощущений, на способность речи ( φωνητικόν) и на способность размножения (σπερματικόν). Руководящее начало находится не в голове, но в груди, поскольку из груди исходит голос. Душа, согласно стоикам, не может обладать бестелесностью, поскольку она есть воздух или огонь, не может и обладать вечным существованием. Во время мирового пожара все отдельные души возвращаются в единую огненную природу, откуда они когда-то отделились.
Как говорит Сенека, «разум есть не что иное, как часть божественного духа, погрузившаяся в человеческое тело».
Что же касается времени до мирового пожара, то, по Клеанфу, до него существуют все души, а, по Хрисиппу, только души мудрецов.
Лестница существ, согласно стоикам, выглядит так. Самая низшая ступень, неодушевленное, обладает только свойством или структурой ( ), в растениях к этому присоединяется естество (φύσις) как способность к движению. Душа (ψυχή) впервые появляется у животных, она отличается способностью представления (φαντασία) и влечением ( ). У человека ко всему этому присоединяется разум (λόγος).
На уровне относительной истины нам кажется, что мы что-то думаем, решаем и выбираем.
А на уровне абсолютной истины все происходит строго согласно причинно-следственной связи, наши мозг и тело движимы законами физики, и нет ни воли, ни свободы.