Анализ стихотворения К морю А. А. Пушкина, по Четверостишиям.
К МОРЮ
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
По своему построению - это лирический монолог, разговор поэта
с морем.
Подача произведения в такой форме позволяет максимально
раскрыться автору, донести до читателя свои мысли и думы.
Стихотворение по своей форме напоминает элегию, однако
содержание произведение носит личностно-философский характер.
Герои, темы, образы "появляются на сцене" один за другим,
ассоциируясь с образом моря, всегда своенравного и
"прихотливого".
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с
размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника
Первая часть стихотворения – это лирическое описание водной
стихии, вторая часть посвящена в немалой степени личностям:
Наполеону, Байрону, и саму автору.
Здесь скрещиваются два стилевых направления:
высокий, героически-торжественный и лирически-собственный,
личный.
К первому типу относятся темы: моря, воспоминания о
Наполеоне и Байроне,
ко второму – всё, что подчёркнуто романтическими красками.
Начинается произведение в спокойном, задумчиво-элегическом тоне.
Но постепенно градус повышается, превалирует ораторский пафос,
высокая декламация.
Созерцание морского величия наводит Пушкина на мысль о двух
серьёзных личностях. В них есть что-то общее.
Это-Байрон и Наполеон.
Своим непокорным, грандиозным духом, они в чём-то схожи и с
морской стихией.
Присутствие Байрона и Наполеона в этом произведении –
не лирическое отступление, а сознательный шаг, усиливающий
первоначальный замысел работы.
Два человека, испытавшие серьёзные взлёты в своей жизни,
не изменили ход мировой истории.
И что впереди?
Уход великих людей, собственные переживания поэта, чувство
зависимости от власть имущих, невозможность распоряжаться
своей судьбой – всё это заботило Пушкина.
"Мир опустел… Теперь куда же?.."
Но к величественному, основному образу моря автор постоянно
возвращается.
Этот возврат в многочисленных обращениях к водной стихии
в начале строф: "Прощай же, море!","Но ты взыграл…",
"Ты ждал, ты звал…","Твой грустный шум…",
"Шуми, взволнуйся непогодой","Прощай свободная стихия"…
Эти эмоциональные обращения и определяют основной
лейтмотив этого творения, его речевую структуру диалогов.
Пушкин – безусловный мастер изящной словесности и
фонетического мастерства.
Начиная с первых строк не только открывается картина,
где "волны голубые",весь блеск "гордой красы" морской
стихии (эпитеты), но порой кажется, что ты сам слышишь говор
этих волн.
В этой работе Пушкина ощутимо звучат прощальные нотки.
Прощание с романтическим идеалом, с байронизмом, с мятежником
Наполеоном. Всё это- вчерашний день.
Наступает новый этап в жизни поэта.
Завершает своё творение Пушкин на оптимистической ноте.
Он обещает сохранить "торжественную красу" моря,
перенести её в "пустыни молчаливы" (речь идёт о ссылке
в Михайловском).
Это похоже на клятву верности свободной стихии, идеалам
юности и свободы.