


1.Определите тип сложного предложения:
1) сложносочинённое;
2) сложноподчинённое;
3) бессоюзное;
4) предложение с разными видами связи.
А Хрустнул сучок – птица взлетела, белка скрылась в дупле.
Б Жди меня, и я вернусь.
В И стоит ёлочка растерянная, счастливая.
Г Наполеон понял, что он проиграл битву.
Д Долго мы были врагами: я был преследователем, ты — жертвой, но теперь все переменилось.
2.Запишите сложноподчинённые предложения. Начертите схемы, определите вид придаточного.
1)Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.
2)Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
4)Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.
3.Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.
1)Чтобы не заблудиться в лесу я беру с собою компас.
2)Темнота сгустилась так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.
3)Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.
4)И Таня входит в дом пустой где жил когда-то мой герой.
5)Он не просто заплакал как плачут городские дети он закричал громче горластого мужика.
4.Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1)За всё браться ничего не сделать.
2)Скоро Николай понял жить без книг он не сможет.
3)Я смотрю в окно и вижу идёт снег.
4)Вокруг темно и тихо над головой нависают каменные глыбы где-то гулко капает вода.
5)Май холодный год хлебородный.
А 3) Б 1)Г 2) Д4)
1)(Когда я первый раз увидел море), [оно взволновало и поразило меня.]обстоятельственное времени
2)[Вы знаете], (что облака – точные предсказатели погоды).изъяснительное
4)[Я давно уж оставил тот край],( где цветут луга и чащи.)определительное
1)Чтобы не заблудиться в лесу ,я беру с собою компас.
2)Темнота сгустилась так ,что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.
3)Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку.
4)И Таня входит в дом пустой, где жил когда-то мой герой.
5)Он не просто заплакал, как плачут городские дети ,-он закричал громче горластого мужика.
1)За всё браться- ничего не сделать.
2)Скоро Николай понял :жить без книг он не сможет.
3)Я смотрю в окно и вижу: идёт снег.
4)Вокруг темно и тихо, над головой нависают каменные глыбы ,где-то гулко капает вода.
5)Май холодный -год хлебородный.