С чего начать учить теорию музыки чтобы было понятно?
Я никак не могу разобраться в теории музыки..... Подскажите пожалуйста с чего стоит начать? Вообще не понимаю как строить эти обращения трезвучий.... В общем я совершенно ничего не могу понять. Нужна ли для изучения теории музыки математика? Потому что у меня с ней туго. В общем с чего лучше всего начинать учить?
С первой главы учебника. Он рассчитан на людей, которые еще ничего не знают. Если ты прочитал, и все равно не понимаешь - ну, другой учебник возьми. Другого человека, который объяснит другими словами. Отдельные вопросы можешь разъяснять здесь, с нами.
Как строить обращения трезвучий? Разными способами. Если нужно построить обращение трезвучия, начиная с заданной ноты (вне тональности), то трезвучие будет названо просто как "мажорное", "минорное" и т.п. То есть упоминаний о "номере ступени", или "доминанте" и т.п. - не будет, т.к. эти понятия имеют смысл только внутри тональности.
Сама технология может быть двоякой. В первом случае ты просто заучиваешь наизусть, из каких интервалов должно состоять каждое обращение каждого вида трезвучий, и просто отмерить эти интервалы от заданного звука по очереди.
Второй способ - более осмысленный и не требует зубрежки. Нужно запомнить только смысл самих обращений.
Что такое "обращение" (трезвучия, септаккорда, интервала - любого созвучия)? Это перекомпоновка его звуков в другом порядке. Сам набор звуков остается прежним (поэтому созвучие сохраняет свою окраску и свои свойства в музыке), меняется только их взаимный порядок.
Выучи:
"секстаккорд" - это первое обращение трезвучия, при котором внизу аккорда оказывается ВТОРОЙ звук трезвучия.
"квартсекстаккорд" - второе обращение. ТРЕТИЙ звук трезвучия перебирается в самый низ. Просто перетасовываешь звуки трезвучия по разным октавам, чтобы нужный звук оказался ниже всех - вот и получишь "обращение".
Количество обращении зависит от количества звуков в самом созвучии.
Например, созвучие из двух звуков (интервал) имеет только одно обращение - просто "переворачивание" интервала с ног на голову. При этом все узкие интервалы превращаются в широкие (и наоборот). Все консонансы - остаются консонансами, а диссонансы - диссонансами. Все малые - становятся большими, и наоборот. Все увеличенные становятся уменьшенными, и наоборот. Зная только это - уже можно ничего не учить. Например, при вопросе "в какой интервал обращается большая терция", ты можешь вычислить: "это будет широкий интервал, консонанс, малый". Этим условиям отвечает только один вариант - "малая секста".
В трезвучии участвует три ноты, поэтому оно имеет уже два возможных обращения.
Септаккорд - три.
Нонаккорд - четыре.
Естественно, что при таком перетасовывании звуков друг с другом, интервалы между ними меняются - появляются новые, пропадают старые.
Вернемся к построению. Допустим, тебе нужно построить "минорный секстаккорд от ноты фа".
Ты можешь, выучить, что такой аккорд должен состоять "из большой терции и чистой кварты" - но эта информация нигде, кроме самого упражнения, тебе не понадобится, а потому быстро улетучится из головы. Напрасный расход времени получится.
Намного разумнее - ОСМЫСЛИТЬ. Рассуждаем так:
Секстаккорд - это когда второй звук трезвучия находится внизу. Значит, нота "фа" - и есть второй звук трезвучия.
Минорное трезвучие состоит из малой и большой терции (состав аккордов в основном виде нужно-таки заучить, но это вчетверо меньше информации :-)
Чтобы узнать, из каких нот должно состоять наше трезвучие - отмерим малую терцию от "фа" вниз, а большую - от "фа" вверх. Получаем три звука "ре, фа, ля". При этом, "фа" у нас должно находиться ниже всех - значит, "ре" и "ля" нужно нажать где-то выше, в любых октавах и в любом порядке. Например, "фа, ля, ре". Или "фа, ре, ля". И то и другое - и есть "минорный секстаккорд".
Теперь спрашивай, что тебе непонятно.
Книга " Практическое руководство по музыкальной грамоте"
Г. Фридкина.
Зелёного цвета мягкая обложка.
Сам занимаюсь по ней.
А с чего обычно в музыкальной школе начинают, с того и ты начни.