


Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. По каким признакам это можно установить?
Г. Ученик Саша Росляков, кроме немецкого, который он изучал в школе, самостоятельно выучился говорить и читать на датском, голландском, французском, испанском, чешском, португальском, норвежском, шведском, а сейчас изучает английский. На городской олимпиаде по немецкому языку Саша вышел победителем, хотя там участвовали ребята из немецкой школы и даже немцы по национальности. Школьный курс химии, физики, математики и немецкого языка им давно пройден. Когда он согласен с выводами школьных учебников, он выходит к доске и скромно отвечает урок; но если он не согласен, то он так же спокойно излагает свою точку зрения. Учитель биологии выставил Саше «четвёрку» потому, что он проявил слишком большую осведомлённость в теориях Менделя и Моргана. Саша учит всё глубоко, пока не поймёт сущности каждого вывода, каждого опыта. Поэтому он свободно может говорить с инженером-химиком о физической химии и абразивном производстве. В изучении наук он шагнул за школьные программы, и ему доступны многие, например биохимические, понятия, которыми овладели даже не все студенты химфака. Когда Саша пришёл на практику на завод, он пришёл, как на работу, просидел в лаборатории до вечера, пока не выполнил, что нужно. Работники лаборатории удивились, что это не «молодой специалист», а школьник. Всё это потому, что Саша умеет учиться. Саша гасит свет в своей комнате очень поздно. Утром он спешит в школу, после уроков - в химическую лабораторию института, здесь он член научного общества. И здесь он забывает о времени. Над одним опытом по химии бился четыре месяца. Возвращается домой поздно. А потом устраивается за столом. И так дань за днём, ночь за ночью. Когда его спрашивают, как это он успел так много почитать, передумать, он отвечает: «Мне это нужно «. ( Н. А. Аллахвердова. Перед океаном.)
Д. Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, всё, связанное с ней в других науках - астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от неё «убежать», поступив на факультет, где не было и намёка на математику.
Е. Урок математики в 5 классе: учительница предложила ученикам самостоятельно решить задачу. Ученик Ж., быстро прочитав про себя условия задачи и переписав их на доску, уверенно приступил к решению. Через некоторое время Ж. сказал: «Я уже решил задачу двумя способами, третьего способа нет». Учительница предложила ему другую, более сложную задачу. Вскоре Ж. решил вторую, затем третью задачу и каждую различными способами, в то время как класс всё ещё думал над решением первой задачи.
Ж. Я обычный ученик и типичный ученик 10 класса. Оценки имею такие: по труду и физкультуре - «пять», по остальным - «три». В нашем классе есть два интеллектуала. Их зовут Олег и Игорь. Всё им даётся легко. Я думаю, думаю, например, над задачей по физике, очень хочу её решить, но всё зря. А они.… Стоит учителю спросить, кто сделал задачу, они уже оба руки тянут. Затем кого-нибудь из них вызывают к доске. Он начинает объяснять, а другой снова поднимает руку и говорит: «А почему не сделать вот так или эдак?» Первый говорит: «Нет, тут надо действовать тоньше». И начинается. Они понимают друг друга с полуслова, сыплют формулами, а учитель с удовольствием слушает их и вставляет замечания. Оба они читают журнал «Квант», мне он «не по зубам». Я очень люблю физику, зубрю её и вообще уделяю ей очень много времени. Но решать задач я не могу.
Г. Успех. Саша Росляков демонстрирует высокие достижения в различных областях:
• Изучение нескольких иностранных языков и победа на олимпиаде по немецкому языку.
• Глубокое понимание школьных предметов и самостоятельное изучение материала за пределами школьной программы.
• Активное участие в научной деятельности и проведение собственных экспериментов.
• Самодисциплина и высокая мотивация к обучению.
Д. Неуспех. Несмотря на выдающиеся математические способности, студент не заинтересован в углубленном изучении математики и не желает развивать свой потенциал.
Е. Успех. Ученик Ж. демонстрирует исключительные математические способности:
• Быстро понимает и усваивает математические концепции.
• Умеет решать задачи разными способами.
• Обладает творческим подходом к решению математических проблем и готов работать над ними.
Ж. Неуспех. Несмотря на интерес и усилия, ученик не может решать задачи из-за отсутствия понимания и способностей к логическому мышлению.