Комедии недоросль выбрать четыре проблемы и привести два примера из текста для каждой.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе комедии.
Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства.
Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к духовному вырождению правящего класса.
Помещица Простакова беспощадна к тем, кто находится в её власти.
Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью.
Всегда недовольна своими крепостными. Её возмущает даже болезнь крепостной девушки.
Крестьян она обобрала: "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! "
Другая проблема "Недоросля" -это проблема воспитания.
Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей 18 века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно
надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла-духовной деградации дворянства.
И устами Стародума автор комедии провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства.
Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца.
Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница- жалкая тварь".
Воспитание, считает он, должно опираться на силу положительного примера и "своим критерием положить благо отечества".
В своё произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема.
Проблема невежества
Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не даёт ему такой возможности, потакая глупости, лени. Даже в поиске учителей она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для неё главное, чтобы "не неволил" ребенка.
Воспитание недоросля Митрофана - пример того, что среда, окружение и условия жизни определяют человека в обществе, его взгляды на жизнь. Для Митрофанушки нет ничего важнее, чем проснуться, поесть и пойти на голубятню погонять голубей.
Митрофан в течение трех лет изучает "зады" и усвоил, что слово "дурак" прилагательное, так как прилагается к человеку.
Более всего он преуспел в росте: растет в ширину и в высоту, растет пустота в его голове. Вот и унаследовал все" лучшие" черты характера от родителей.
У Простаковой он перенял жестокость и самолюбие, а Простаков подарил ему свою лень и нежелание что-либо сделать самостоятельно.
Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив.
"Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет",- говорит о нём Софья.
Чрезмерная опека матери не давала его личности полноценно сформироваться.
Её жадность и безграмотность привели к тому, что Митрофан не получил достойного образования.
В глубине же души г-жа Простакова даже уверена, что её сыну учиться не нужно, ведь другие представители фамилии Простаковых "на боку лежа, летят себе в чины",
а "покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ".
В комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" поднимаются несколько ключевых проблем, каждая из которых иллюстрируется примерами из текста.
Проблема воспитания и невежества:
Митрофанушка, главный герой, не хочет учиться, а его мать Простакова лишь потакает его лени и глупости, что делает его посмешищем для окружающих.
Простакова выбирает учителей для сына не по их квалификации, а по тому, чтобы они не "неволили" ребёнка, что подчеркивает её непонимание важности образования.
Проблема нравственного упадка дворянства:
Семья Простаковых демонстрирует грубое и невежественное отношение к крестьянам, что показывает потерю моральных ценностей среди дворян.
Митрофанушка воспитывается на примерах жестокости и равнодушия, что отражает общее состояние высшего общества того времени.
Проблема крепостного права:
Помещики, такие как Простаковы, безнаказанно унижают людей более низкого сословия, что подчеркивает произвол и несправедливость крепостного строя.
Отсутствие нравственного примера со стороны высшей власти приводит к произволу помещиков над крестьянами.
Проблема зависимости от матери:
Митрофанушка полностью зависит от своей матери и слуг, не имея ни образования, ни интересов в жизни.
Он не способен к любви и уважению к другим людям, что демонстрирует его полную зависимость и неспособность к самостоятельной жизни.