ГАЛИНА
Высший разум
(2425255)
5 месяцев назад
4.С природой неразрывно связан каждый образ "Cлова о полку Игореве"
Образ природы подаёт свой голос уже в самом начале повествования. Когда князь уже готов выдвинуться со своей дружиной в поход на половцев, происходит солнечное затмение -вестник ужасных событий. Пока игорево войско двигается навстречу со своими союзниками, вокруг него бушует ветер, шумят деревья, кричат птицы и впадают в возбуждение дикие звери. Сам воздух пронизан тревогой. Природа пытается предостеречь Игоря от его авантюры, спасти жизни людей и вернуть их домой, но главный герой оказывается глух к знакам. В последней битве княжеской дружины солнце меркнет, весь небосвод заволакивают тучи, и русские войны остаются в кромешной тьме. Так автор показывает обречённость солдат, оставленных даже солнечным светом.
После разгрома войска Игоря природа впадает в уныние, горюя о погибших и взятых в плен. Она скорбит вместе с княжной Ярославной и от их горя чернеют цветы, чахнет трава и пригибаются к земле деревья. Природа предстаёт, как безутешная мать, потерявшая своих сыновей в бессмысленной битве.
Когда же Игорь бежит из плена, природа помогает ему вернуться домой.
Ярославна просит "светлое и тресветлое" Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Это своего рода заклинание, обращенное к силам
природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему "милому ладе".
И природа в "Слове о полку Игореве" отзывается на эту просьбу.
Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег.
Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах.
Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев.
С помощью природы князь благополучно совершает побег.
Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни.
Природа устраивает всё так, что он остается незамеченным.
С возвращением Игоря в родные края выглядывает солнце, природа-мать с радостью наблюдает за возвращением сына в отчий дом.
В “Слове” природному миру отведена роль дополнительного героя: он предупреждает, кручинится и радуется вместе с основными героями, отражая особенности сознания наших предков, не отделявших себя от природы.
“Плач Ярославны" ”, по сути, это моления, обращения, упования, взыванье женщины к силам природы, к живому Мирозданью, в котором реки и ветер, Луна, звёзды и Дневное Светило, Ярило-Солнце, обнаруживают способность непосредственного участия в судьбах людей и влияния на важнейшие события, ситуации и положения.
Кровь древней русской истории текла в водах синих, ярких под Солнцем рек, в потоках ослепительных солнечных лучей. Солнце, центральный “золотой гвоздь” древней Вселенной, ассоциировалось с властелином, с Великим Небесным Князем, и Ярославна не может не обратиться к нему, но вместо должного пиетета, преклонения перед золотым “Владыкой Мира” мы видим своеобразный вызов, который слабая женщина бросает могучему светилу:
Что, владыко, яркими лучами
Что, владыко, яркими лучами
Настигаешь храбрые полки;
Тяжкий зной колеблешь над полями,
Точно волны призрачной реки?
Жажда, посильнее вражьей сабли,
Так и ходит всюду, по пятам
В тех полях, где нет воды ни капли,
Где любимый с воинами…
...Русичам усталым ты всё чаще
Кожаный колчан полупустой,
Стрелы прогибая в нём, скрипящем,
Накрываешь гибельной тоской…
Итак, Солнце-не помощник, а бессердечный, злой владыка, безжалостный, карающий обжигающими стрелами и копьями лучей, отнимающий у измождённых воинов благословенную жизнь, глоток животворящей влаги.
И вдруг - напор всех земных и небесных стихий: в финале “Плача.. .
” море ходит волнами “в грозовую ночь”, рвутся в небесах молнии.. . и, - о, чудо! -всё это небесное воинство указывает путь воинству земному: князь Игорь, вернись с победой, приди обратно, “к золотому отчему престолу Да в объятья верные жены! ”
Вопросы к переводам и поэтических переложений "Слова..." (Переводы от В. А. Жуковского, А. Н. Майкова и Н. А. Заболоцкого)
Вопросы к стихам И. А. Бунина "Ковыль", В. Я. Брюсова " Певцу слова", Л. К. Татьяничевой "Ярославна"