


Комплексный анализ текста Прочитать текст и выполнить задания
Комплексный анализ текста
Прочитать текст и выполнить задания
(1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.
(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
(7) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (8) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш.., потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (9)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
(10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. (11) Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. (12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (13)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (по Д. С. Лихачеву).
Тест
1. (А 4). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;
б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;
в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;
г) Через дружбу, товарищество воспитывается сердечность.
2. (А5). Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) волнениях 2) рождается
3) переживания 4) растений
3. (В2). Замените словосочетание эмоциональную школу, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. (В4). Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространенным определением
5.(В9). Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение. Определите тип придаточного.
6. Выпишите из предложения 8 слова с пропусками букв, вставьте пропущенные орфограммы
(А 4). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова.
Объяснение: В тексте говорится о том, что доброта и человечность воспитываются через заботы и эмоциональную культуру в детстве, но не упоминается познание родного слова.
(А5). Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
4) растения
Объяснение: В корне слова "растения" чередуется гласная "а" и "я" (расти – растение).
(В2). Замените словосочетание "эмоциональную школу", построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: "школу эмоций"
Объяснение: Здесь "школу" можно считать главным словом, а "эмоций" – управляемым.
(В4). Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространенным определением.
Ответ: Предложение 12: "Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей."
Объяснение: В этом предложении выделено определение "тончайшие" с обособлением, так как оно поясняет существительное "переживания".
(В9). Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение. Определите тип придаточного.
Ответ: Предложение 12: "Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей."
Тип придаточного: Временной (поясняет, когда ребенок чувствует переживания).
Выпишите из предложения 8 слова с пропусками букв, вставьте пропущенные орфограммы.
Слова: "воспитаны" (не), "никогда" (н), "воспитаешь" (ш), "одно" (н), "ценность" (н), "растений" (и).
Заполнение пропусков: "не" + "воспитаны", "никогда", "воспитаешь", "познавание", "ценность", "растений".
2=4) 3= школу эмоций 4=13 5= (10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, (что есть в воспитании.) -придаточное изъяснительное
(12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека,( когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей). -придаточное обстоятельственное времени
6=не воспитаНы (не с краткой формой причастия)
никогда(отриц. мест) не воспитаешь (НЕ+ гл в наст вр ед ч 2 лица).
потому что =союз подчинительный
одновременНо =на стыке морфем -суффиксы ЕН+Н
это ценность =на стыке морфем-основа на Н+суффикс Н
РАСТений.=чередование гласных в корне