Литература 8 класс кр
Прочитайте отрывок из главы «Троицын день» повести И.С. Шмелёва «Лето Господне» и выполните данное ниже задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
(1) Мы идем все с цветами. (2) У меня ландышки, и в середке большой пион. (3) Ограда у Казанской зеленая, в березках. (4) Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (5) Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. (6) В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. (7) Входим как будто в рощу. (8) В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. (9) И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. (10) Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, – в березках. (11) Теплятся в зелени лампадки. (12) Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. (13) Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. (14) Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. (15) Не видно певчих и крылосов, – где-то поют в березках. (16) Березки и в алтаре – свешивают листочки над Престолом. (17) Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. (18) На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним. (19) Это что-то… совсем не в церкви! (20) Другое совсем, веселое.
Повесть «Лето Господне» родилась от тоски по настоящей России, по своему детству, по уходящему прошлому. И.С. Шмелёв возвращается к православно-русским истокам, к своим воспоминаниям о православных праздниках, о своей семье. Передать атмосферу праздника Троица автору помогают такие тропы, как (А)___________(например, «и запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно» в предложении 9), (Б)_________(например, «березки заглядывают в окна, словно хотят молиться» в предложении 13). Чтобы выразить силу чувств, писатель употребляет такое синтаксическое средство, как (В)__________(предложение 19). На Троицу принято наряжать берёзку. Показать, что берёзка – главный символ праздника, помогает такое лексическое средство выразительности, как (Г)_________(в предложениях 6, 10, 13, 14, 15, 16, 18).
А
Б
В
Г
Чтобы заполнить пропуски в рецензии на основе отрывка из главы «Троицын день» повести И. С. Шмелёва «Лето Господне», давайте проанализируем предложения и определим, какие языковые приемы используются. Возможно использование тропов, синтаксических средств и лексических приемов.
Пропуски:
1. **(А)** Это место предназначено для тропов, которые создают атмосферу и описывают запахи и ощущения. В предложении 9 дан пример метафоры, где запах описывается как «совсем особенный, густой, зеленый, даже немножко душно». Этот художественный прием можно охарактеризовать как **метафора** или **эпитет**.
2. **(Б)** Второй пропуск требует определения типа сравнения в предложении 13, где березки «задают» действие, заглядывая в окна. Здесь используется сравнительный оборот, так как автор сравнивает березки с действиями, имеющими человеческие черты. Это , следовательно, **персонификация**.
3. **(В)** В предложении 19 автор выражает свои чувства через восклицание «Это что-то… совсем не в церкви!», что можно охарактеризовать как **восклицательное предложение**, выражающее эмоциональную реакцию.
4. **(Г)** Наконец, пропуск Г относится к систематическому повторению прилагательного или существительного «березки» и подразумевает использование **повтора** как лексического средства выразительности, который встречается в предложениях 6, 10, 13, 14, 15, 16, 18.
Ответ:
А - **метафора** (или эпитет)
Б - **персонификация**
В - **восклицательное предложение**
Г - **повтор**
Так, мы получаем полный ответ на предложенное задание с правильными терминами, подчеркивающими важные языковые особенности текста.
А - 1 (эпитеты)
Б - 2 (метафоры)
В - 3 (восклицательные предложения)
Г - 4 (повторы)