Сопоставление двух «стихов»
сопоставьте стих «школьник» Некрасова с пьесой «Горе от ума», чтобы звучала тема образования с фрагментами из произведений
Тема образования звучит совершенно по-разному в стихотворении Николая Некрасова «Школьник» и комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
В «Школьнике» Некрасова образование предстает как светлая надежда, путь к достойной жизни и самореализации для выходца из народа. Поэт с любовью и сочувствием описывает мальчика, идущего в школу: «Ноги босы, грязно тело, / И едва прикрыта грудь… / Вижу я в котомке книжку. / Так учиться ты идёшь…». За этим стремлением стоят жертвы близких: «Знаю: батька на сынишку / Издержал последний грош». Некрасов верит в талантливость русского народа и видит в образовании залог будущего страны, вспоминая «как архангельский мужик / По своей и божьей воле / Стал разумен и велик». Для него перспектива «будешь в университете — / Сон свершится наяву!» является источником гордости за Русь, «что выводит из народа / Столько славных то и знай».
В «Горе от ума» Грибоедова отношение к образованию в фамусовском обществе, напротив, преимущественно скептическое, формальное или даже враждебное. Для Фамусова, например, чтение – сомнительное занятие: «Ей сна нет от французских книг, / А мне от русских больно спится». Образование дочерей сводится к поверхностному набору навыков от приезжих учителей: «Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, / Чтоб наших дочерей всему учить, всему — / И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!». Чацкий, с его европейским образованием и критическим умом, высмеивает эту систему, где учителей набирают «Числом поболее, ценою подешевле», и где главным требованием к ним становится не глубина знаний, а формальное соответствие званию «историком и географом».
Более того, истинная учёность и свободомыслие воспринимаются как угроза. Фамусов восклицает: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, / Что нынче, пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Его радикальное предложение – «Забрать все книги бы, да сжечь» – ярко иллюстрирует страх перед просвещением. Эту же линию продолжает полковник Скалозуб, рапортующий о проекте, где в учебных заведениях «будут лишь учить по нашему: раз, два; / А книги сохранят так: для больших оказий». Образованный и мыслящий Чацкий в этом обществе оказывается чужим, его объявляют сумасшедшим.
Как итог, если у Некрасова образование – это луч света и путь к развитию личности и нации, то у Грибоедова в консервативном дворянском кругу оно либо формальность, либо опасное вольнодумство, мешающее спокойной и привычной жизни.
Образ школьника у Некрасова и Чацкий у Грибоедова являются символами противостояния традиционному укладу жизни и утверждением ценности истинного знания. Оба произведения подчёркивают необходимость развивать своё мышление, противостоять общественному конформизму и продвигать идеи прогресса и свободы духа. Эти фрагменты демонстрируют общий посыл обоих авторов: образование — это не просто накопление фактов, а мощный инструмент изменения сознания и судьбы отдельного человека и общества в целом