Екатерина Зуева
Мастер
(1910)
14 лет назад
Варианты использования антитезы [2]
Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях:
При сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
— Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава 2
Когда понятия или образы в совокупности выражают нечто единое
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
— Державин Г. Р. Бог
Сегодня — трезво торжествую,
Завтра — плачу и пою.
— Блок А. А.
Здесь антитеза выражает понятие человека, как существа контрастного, антитетического по своей природе. Такого же порядка антитеза:
И девы-розы пьём дыханье, —
Быть может… полное Чумы!
— Пушкин А. С. Пир во время чумы
Когда необходимо оттенение другого образа, который стоит в центре внимания
Где стол был яств, там гроб стоит;
— Державин Г. Р. На смерть князя Мещерского
Но ненавистны полумеры,
Не море, а глухой канал,
Не молния, а полдень серый,
Не агора, а общий зал.
— Брюсов В. Я.
Когда необходимо выразить альтернативу
…Вам все равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли.
— Пушкин А. С. Каменный гость
Антитеза в литературе [3]
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.) , целиком построенный на антитезе:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С. :
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…
— Пушкин А. С. Стансы
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики) . Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:
Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как напр. в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примером могут служить:
Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
— Манифест коммунистической партии
Кто был никем, тот станет всем!
— Интернационал
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.) ; антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни» :
У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, т
Евгения
Просветленный
(49769)
14 лет назад
Оксю? морон, окси? морон (др. -греч. ??— «острая глупость» ) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого) . Таким образом, слово «оксюморон» само по себе является оксюмороном. Любой оксюморон является противоречием. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.
Примеры
Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались (М. Ю. Лермонтов) .
Покорный энтузиазм толпы (П. Я. Чаадаев) .
Горизонты вертикальные (В. С. Соловьев) .
Неудачливый удачник ( А. Крон)
Чужбина, родина моя! (М. Цветаева) .
.. Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений.
А. Блок
Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Ю. Лермонтов) ,
стареющий юноша (А. А. Блок) .
Оксюморон нередко используется в названиях и тексте прозаических литературных произведений и фильмов:
«Бесконечный тупик» ,
«Обыкновенное чудо» .
«Широко закрытые глаза»
для описания объектов, совмещающих противоположные качества:
«мужественная женщина» ,
«женственный мальчик» .
«убогая роскошь» (Некрасов) .
Горький мёд
сладкая боль
Сон наяву
Клеветнический факт.
свободные рабы,
честный вор.
сухое вино