Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Помогите пожалуйста найти ответ на вопрос!

Ольга Якубовская Ученик (124), закрыт 16 лет назад
Генезис историко-философских воззрений на общество?
Asya Gershman Гуру (3001) 17 лет назад
. Общество как развивающаяся система.

1. Генезис историко-философских воззрений на общество.
2. Субъекты и движущие силы исторического развития.
3. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной» концепций анализа общества?

1. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение основных этапов развития общества как обособившейся от природы исторически развивающейся формы жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античном мире общество отождествлялось с государством и рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье господствовал религиозный взгляд на общество как результат его творения Бога. В Новое время общество анализируется с позиций теорий естественного права и «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) . Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель с его идеей «хитрого Разума» и введением в научный оборот понятия объективного закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придал материалистический характер и выдвинул концепцию формационного развития общества. Студент должен знать основные понятия формационного подхода к анализу общества и его влияние на последующие концепции.
2. Следует отметить, что ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов. Отсюда вырастает проблема движущих сил исторического развития. Уже анализ многообразия концепций общественного развития выявил различные подходы к вычленению тех сил, которые творят историю. Среди них доминирующее положение занимают народные массы и выдающиеся личности. Сложная диалектика их взаимодействия не должна остаться вне внимания студента.
3. Огромное влияние Маркса на концепцию индустриального развития общества, популярную в 60-е годы ХХ века, постепенно трансформировалось в концепцию постиндустриального общества, в котором решающая роль отводится науке, а в наши дни она постепенно переросла в теорию информационного общества.
Надо показать, что наряду с теориями, в которых обнаруживается доминирование материально-экономического фактора общественного развития, существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора. В связи с этим заслуживают внимания идеи О. Шпенглера и А. Тойнби. Их культурно-цивилизационный подход реализует идею прерывности общественного развития. Студенту необходимо знать основные положения этих концепций и самостоятельно судить об их достоинствах и недостатках.

Литература.
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников») . С. 439-458.
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В. Н. , Ратников В. П. , Юдин В. В. ; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 291-448.
3. Барулин В. С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М. , 2002.
4. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М. : Логос, 2005. Гл. 2, 4.
5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М. : 1991. Часть первая.
6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2005. Гл. 13-15.
7. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд. , перераб. и доп. – М. : Республика, 2001. – 719 с.
Похожие вопросы