Александр СТРУЧКОВ
Оракул
(84763)
17 лет назад
Viant Вам уже ответил.
Добавлю
АЛЕКСЕЙ ШИПЕНКО – РУССКИЙ ДРАМАТУРГ «МЕЖКУЛЬТУРЬЯ» : КРЫМ – МОСКВА – ГАМБУРГ
Алексей Шипенко – драматург с интересной биографией: когда-то крымчанин (от рождения до окончания школы, поскольку родился и вырос в Севастополе в семье инженеров) , потом – москвич, пару лет работавший актёром Таллинского драматического театра и живущий «между» двумя городами (один из основателей и популярный рок-музыкант московской группы «Театр» , «первый скандальный драматург эпохи перестройки» [7] и лидер «новой волны» в драматургии конца 80-х годов ХХ века, что охотно признавалось его тогдашними современниками) , с начала 90-х и поныне – драматург-эмигрант, официально гражданин ФРГ (так и оставшийся жить «между» – теперь уже между западным миром физическим и русским ментальным) и завоевавший там одновременную репутацию «скандального автора» и «самого инсценируемого драматурга» (впрочем, ничто не изменилось в этом восприятии со времён, когда Алексей был «советским драматургом» : нездоровый ажиотаж вокруг его пьесы «Ла фюнф ин дер Люфт» и спектакля «И сказал Б… » на рубеже 80-90-х – лишь прообразы грандиозного скандала в Германии-Казахстане 2003 года, связанного с постановкой шипенковской драмы «БайкаNUR 2» в Республиканском немецком драматическом театре Алма-Аты) . Возможно, именно по причине его эстетической независимости различные источники называют нынешнего Шипенко «знаменитым немецким автором» [1] так же уверенно, как «писателем-эмигрантом» или «живущим сейчас в Берлине русскоязычным автором» [13-14].
Алексей Шипенко – создатель более сорока пьес (среди которых самые нашумевшие – трилогия о подпольном роке «Наблюдатель» , «Смерть Ван Халена» , «Сад осьминогов» ; пьесы «Серсо» («Мне сорок лет, но я молодо выгляжу») , «Игра в шахматы» , «Археология» , «Натуральное хозяйство в Шамбале» , «Комикадзе» , «Судзуки-1», «Судзуки-2», «Трупой жив» , «Волшебная лампа Бен Ладена») , двух романов (европейскую известность автору принёс роман «Жизнь Арсения» ) и множества инсценировок, состоявшийся драматург, чьи драматургические тексты оказались в эпицентре театральных экспериментов Сергея Данченко, Бориса Юханова, Анатолия Васильева, Романа Виктюка, Валерия Бильченко, Андрея Жолдака, Юрия Любимова, Анны Лангхофф и Андреаса-Кристофера Шмидта, удачливый режиссёр, весьма успешно зарабатывающий этим ремеслом.
Алексей Шипенко – человек-миф, однажды в предисловии к сборнику собственных пьес рассказавший о себе совершенно невероятную историю: «Алексей Шипенко родился 3 октября 1961 года в Африке. Отцом его был врач советского посольства, матерью – популярная среди коренного населения исполнительница фольклорных песен и плясок. Брак не был официально зарегистрирован, до пяти лет Алёша жил в Великом экваториальном лесу, в чуме своего дедушки по материнской линии, принимал посильное участие в обрядах, вдумчиво овладевал знаниями в области психологии и к сезону дождей 1966 года реально сформировался как подающий надежды африканский маг» … На крымском театральном фестивале молодежных театров «Херсонесские игры» летом 1991 года Шипенко вдруг оказался на родине в центре внимания, к тому не стремясь и проживая уже за пределами «допутчевого» Союза: огромный успех имели два театральных спектакля по его пьесам – «Археология» и «Смерть Ван Халена» , видеоспектакль «И сказал Б…» , составленный по его драмам «Верона» и «Ла фюнф ин дер Люфт» , а также совершенно внеплановый импровизированный фарс, когда пришедшую на спектакль учительницу литературы А. Шипенко вывели на сцену и заставили кланяться как виновницу торжества.. . В обстановке «Херсонесских игр» 1991 года театровед Н. Казьмина подметила наличие еще одной труппы театрального мини-фестиваля А. Шипенко – «все мы, напоминавшие праздник в благословенной шипенковской Шамбале» [4: 25]. Подобным образом идентифицирует себя и один из персонажей «Ван Халена» , Борис: «Ты знаешь, какой-то частью существа я воспринимаю свою жизнь, как какое-то фантастическое