Top.Mail.Ru
Ответы

Вот ответ

Рассуждению как одному из видов ученического высказывания ныне действующая программа по развитию связной речи учащихся придает особое значение.
Обучение рассуждению должно в соответствии с программой начинаться уже в V классе, где оно выступает в элементарной форме ответа на вопросы, связанные с жизненным опытом учащихся, и на вопросы по прочитанным произведениям. Постепенно усложняясь, сочинение-рассуждение в последующих классах занимает большее место.
Значение рассуждения определяется его спецификой и ролью в решении задач, стоящих перед школой. Сознательная активная и творческая деятельность, к которой призвана готовить ученика советская школа, базируется на глубоких идейных убеждениях, определяющих его моральный облик. Идейные убеждения, в свою очередь, формируются в процессе приобретения знаний, основанном на умении ученика рассуждать, мыслить самостоятельно.
«Истинность подавляющего большинства положений, входящих в содержание знания в любой области, устанавливается только путем исследования, требующего четкой постановки вопроса, анализа ранее установленных истин и новых фактов, постановки опытов, экспериментов, обдумывания полученных результатов и т. д. В этом случае логическое мышление принимает форму рассуждения».
Умение рассуждать — это умение логически мыслить, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, находятся в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос.
Формированию и развитию у учащихся логического мышления, умения доказать справедливость, истинность своего суждения или опровергнуть противоположное и способствует школьное рассуждение.
Но рассуждение — это не только важнейшее средство развития самостоятельного логического мышления. Рассуждение не менее важное средство расширения кругозора учащихся, обогащения их знаний.
«Рассуждение — всегда «развитие знания», так как оно предполагает не просто утверждение о том, что предмет, или человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и мотивировку того, на каком основании это утверждается».
В процессе работы над сочинением-рассуждением учащиеся практически овладевают различными способами выражения причинно-следственных отношений в связной речи и знакомятся с разновидностью общественно-публицистического стиля.
Наконец, в ходе работы над сочинением-рассуждением дети приобретают очень нужные для дальнейшей практической деятельности навыки работы с книгой: умение ориентироваться в тексте, выявить главное, отобрать нужный материал, умение пользоваться словарями, справочниками и пр.
Таким образом, школьное рассуждение, будучи одним из жанров ученических высказываний, является, несомненно, важнейшим из них, чем и определяется то внимание, которое всегда уделяли рассуждению в теории и практике обучения. Однако схоластика и догматизм, имевшие место в дореволюционной школе, наложили особый отпечаток на методику обучения сочинениям этого жанра. «Риторики», которыми руководствовались многие преподаватели словесности в гимназиях, излагали правила составления сочинений, правила украшения слога определенными тропами (метафорами, гиперболами, перифразами и пр.) и фигурами, предписывая строго определенные схемы развертывания тем, давали примеры и образцы для подражания, представлявшие собой отрывки из произведений, тематически и в языковом отношении далеких от современной учащимся жизни.
Ученики вынуждены были строго следовать установленным нормам, механически заученным правилам, по данным образцам писать о том, чего не знали, рассуждать о том, чего не понимали.
Так, например, учащимся предлагались такие темы для сочинений-рассуждений: «Понять — значит простить», «Добродетель — верный путь к счастью», «Леность есть мать всех пороков» и (даже!) «О радостях старческого возраста».
Естественно, что такие и им подобные отвлеченные, далекие от жизненного опыта учащихся темы и вообще риторическое направление в методике сочинений вызыва

Анонимный опрос
лл
вв
аа
Всего голосов: 30