Требования этики делового общения. требования этики делового общения
Некоторые наиболее простые и необходимые правила делового этикета.
1. Человек должен все делать красиво, изящно, быть любезным.
2. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее.
3. Человек должен быть капитаном собственной судьбы.
4. Любое общение начинается со знакомства. Чтобы познакомить людей, их надо представить друг другу. При этом: младшего по возрасту представляют старшему, занимающего невысокое положение - более высокопоставленному, новоприбывшего - уже собравшимся, мужчину - женщине (кроме случаев, когда мужчина является официальным главой государства, членом королевской семьи или церковным иерархом) , холостого мужчину представляют женатому. В сугубо деловых отношениях главную роль играет должность знакомящихся (а не возраст или пол) . Для рукопожатия первым протягивает руку тот, кому представляют нового знакомого (это правило распространяется и на уже знакомых людей) : женщина -мужчине (при знакомстве с этим мужчиной) , начальник - подчиненному, старший по возрасту - младшему. Женщина может не протягивать мужчине руку, но если он сделал это первым - она обязана ответить тем же.
5. Лучше всегда здороваться первым. В наполеоновском военном уставе говорилось, что «из двух офицеров первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан» .
6. Не обращаются по имени:
* к человеку, который старше вас по возрасту;
* к высокопоставленному чиновнику;
* к своему начальнику (если это не служебная традиция) .
7. На «вы» следует обращаться к старшим (по возрасту, званию, должности) и малознакомым людям. Допустимо говорить «ты» детям в возрасте до 12 - 16 лет (в зависимости от обстоятельств) и близким знакомым. Однако даже близкие приятели в официальной, деловой обстановке должны обращаться друг к другу на «вы» и по имени и отчеству.
8. Непрошеный и неожиданный визит является признаком плохого тона. Французы говорят: «Если хочешь, чтобы о тебе плохо думали, наноси визиты без предупреждения» .
9. Идите в гости только в хорошем настроении. Древняя восточная мудрость гласит: «Нельзя переступать порога чужого дома, если на лице нет улыбки» . Приходить раньше назначенного времени, а также опаздывать более чем на 10 - 15 минут - невежливо. В случае опоздания (по объективной причине) необходимо просить извинения.
Во время беседы не рекомендуется:
* спорить о политике или религии;
* повышать голос, горячиться, раздражаться, начисто отвергать точку зрения собеседника;
* продолжать спорить после того, как собеседник недвусмысленно и решительно высказал свою точку зрения;
* перебивать собеседника, вставлять какие-либо замечания;
* рассказывать о своих достоинствах и успехах;
* рассказывать о своих проблемах, несчастьях, болезнях, недостатках;
* начинать беседу с человеком, сидящим далеко от вас;
* перешептываться, перемаргиваться или общаться какими-либо непонятными для других жестамисо своими сотрудниками, коллегами или кем-либо из участвующих в беседе (переговорах) ;
* вступать в беседу с другими разговаривающими без их приглашения или разрешения;
* говорить об отсутствующих что-либо нелицеприятное, а также поддерживать подобные разговоры;
* говорить о ком-либо из присутствующих, употребляя местоимения «он» , «она» , «они» . Следует называть присутствующих по именам, именам и отчествам, либо по фамилии (господин/мистер + фамилия) ;
* говорить на тему, которой не владеете («лучше держать рот закрытым, даже если тебя могут посчитать глупцом, чем открыть его и развеять всякие сомнения» ) ;
* углубляться во второстепенные и малозначимые детали;
* расспрашивать собеседников о том, о чем бы им не хотелось рассказывать, или говорить с ними на темы, неприятные для них;
* высказывать удивление или сомнение, граничащее с недоверием, когда речь идет о достоинствах собеседника;
* говорить о том, что неинтересно или непонятно хотя бы одному из собеседников.