Top.Mail.Ru
Ответы

Какие основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
13лет

Для эпохи Возрождения прежде всего характерна ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Философское мышление этого периода АНТРОПОЦЕНТРИЧНО. Центральная фигура его - не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество - не продукт божьей воли, а результат деятельности людей.

Человек ничем не ограничен в своих замыслах и деятельности. Он может все. Для него характерен новый уровень самосознания: гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность и свободомыслие. Поэтому именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся индивидуальностей. Они обладали ярким темпераментом, всесторонней образованностью, несгибаемой волей, целеустремленностью и колоссальной энергией. Флорентийский художник и гуманист Леон Баттиста Альберти (1404-1472), например, одновременно занимался теорией архитектуры, живописи и ваяния, математикой, механикой, картографией, философией, этикой, эстетикой, педагогикой.

Другая характерная черта мировоззрения людей эпохи Возрождения - ее ярко выраженный ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ характер. Человек предстает перед нами как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители этой эпохи, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Согласно их взглядам, Бог, сотворив мир и человека, дал людям свободу. Теперь они должны были сами определять свою судьбу.

Отсюда в философии значительно ослабли мотивы греховной сущности человека, "испорченности его природы" и усилилась ориентировка не на помощь божию - благодать, а на собственные силы. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

Важным элементом возрожденческого мировоззрения являлся также КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. В античности господствовал элитарный подход к человеческой деятельности. высшей формой ее объявлялись теоретические изыскания - размышление и созерцание. Христианство в период средневековья высшей формой деятельности объявляло "спасение" души - молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного Писания. В целом такая деятельность носила пассивный, созерцательный характер.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобрела своего рода сакральный характеры В ходе ее человек не просто удовлетворял свои земные нужды, он создавал новый мир, творил самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда в философии появилась идея прометеизма (от Прометея - героя древнегреческой мифологии, защитника людей от произвола богов) - человека как сотрудника Бога, сотворца мира.

Аватар пользователя
9лет

характерной чертой эпохи Возрождение (Ренессанса) был интерес к личности человека, его индивидуальности и свершения. интерес этот реализовался через обращение к духовной культуре и искусству Античности. начали издавать затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков этой эпохи.

Аватар пользователя
Мыслитель
13лет

Не помню откуда этот кусочек. Набери в инете несколько слов из него - найдёшь.

На смену средневековой духовной закрепощенности человека приходит новая гуманистическая идеология с ее верой в неограниченные возможности человека (что поддерживалось обилием всевозможных научных и географических открытий) , с радужным взглядом на жизнь, с оптимистической надеждой, что когда-нибудь люди станут хозяевами земли и сами будут как боги.
Для этого этапа Ренессанса свойственно не только прославление прекрасного, свободного и гармонично-развитого человека (В живописи Боттичелли, Леонарда да Винчи. Джорджоне, Рафаэля, Клуэ, Дюрера и др. , в произведениях Рабле, молодого Сервантеса или молодого Шекспира, но и создание смелых социальных утопий (Томас мор, Рабле) .
Реформация выразила общенародные интересы.
Но первые идеалы Возрожденья были далеки от их практического осуществления, (И это осознавалось) . Проведение в жизнь этих идеалов часто принимало уродливые формы. Так, борьба с феодально-церковной моралью порой оборачивалась аморализмом и безудержным разгулом страстей – беспринципностью в политике и культом наслаждения. Творческая активность превращалась в жажду обогащения и подчас эксплуатацию целых народов.
Географические открытия положили начало колониальному закабалению гигантских материков.
Кроме того, завоевания гуманизма дались не без жертв и ожесточенного сопротивления представителей феодально-церковной идеологии. С середины 16в. по всем странам Западной Европы прокатывается волна контрреформации. Реакционные решения принимает Тридентский (!) собор, вводится «индекс запрещенных книг» , разворачивают свою деятельность иезуиты, утверждается инквизиция.
В этой обострившейся и усложнившихся политических и идеологических обстановке протекает заключительный этап Возрожденья. У мыслителей и писателей этой эпохи на смену радужным надеждам приходит скептицизм, и даже стоицизм (тв-во Монтеня, позднего Сервантеса и позднего Шекспира окрашено трагическим пафосом) .

Аватар пользователя
Просветленный
13лет

Жрец жратвы...