Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк
1.
Из статьи А. Шатских «Благославен будь, мой Витебск» (2000г)
...Тема России, тема Витебска появилась одной из первых в парижские годы у Шагала.. .Витебск — город, но город с вполне ощутимыми деревенскими чертами. Деревня же — место идиллического сосуществования человека и природы, человека и животных, безгрешный, счастливый уголок, Аркадия, земной аналог рая.. .Эта.. .традиция, окрашивая многие полотна Шагала первого парижского периода, в наибольшей степени ощущается в полотне «Я и деревня» . Под «деревней» Шагал подразумевал все тот же родной и любимый Витебск... он был безмятежной «деревней» , но в свете значения «Города с Храмом» он приобретал и дополнительные, амбивалентные обертона, наделявшие его функциями райского, небесного Иерусалима.
http://ec-dejavu.ru/c-2/Chagall_Marc.html 2.
Александр Каменский. Поэтика Марка Шагала. 1910 - 1914.
Выступление на I Всесосюзных Шагаловских днях в Витебске (стенограмма)
...В отличие от полотен, где есть зоны небесной и земной сфер, "Я и деревня" суть мир в себе, соединение макро- и микрокосмоса. В центре композиции помещен служащий ее основой и опорой диск наподобие солнечного. Такой же диск, только в виде сегмента, повторяется в голове коровы и на втором плане, и у самого края полотна. Да и вся она кажется медленно вращающейся, медленно вращающимся кругом. Разумеется, это не прямое отражение действительности. Разные оттенки воспоминаний, представлений, образов то соседствуют друг с другом, не вступая ни в какие непосредственные связи, то ясно смыкаются. Но не как часть единого целого, а как одновременно всплывающий в сознании фрагмент жизни, размышлений, мечтаний. Сквозь голову коровы видна сцена доения. Это естественное продолжение жизни данного образа. Дальше крестьянин словно видит самого себя - он с косой на плечах возвращается домой. Тут тоже есть побочная линия. Возвращаясь, он думает о своей жене, и она предстает перед ним вниз головой - ведь это его мысль, внутренний образ, а не конкретный персонаж происходящего действия. На такой же манер видятся герою избы родной деревни и прочее. Цветущая ветка в центре - это еще один символ, декоративный знак красоты и радости жизни. Итак, картина чрезвычайно многозначна, но обладает полной естественностью целого, аналога жизни и мира. Картина не уходит от всех сложностей бытия в нарочито игровое упрощение, но находит для великого множества аспектов действительности новую, всеобъемлющую простоту художественного изложения.. .
http://chagal-vitebsk.com/node/162 3.
«Я и деревня» (илл. 429) — кубистская сказка, в которой причудливо сплелись в единое целое похожие на сновидения образы воспоминания русских народных сказок, еврейские поверья и русский пейзаж. Как и во многих более поздних работах, Шагал воссоздает здесь впечатления собственного детства. Детские впечатления были для него настолько важны, что они сложились в его памяти в устойчивые, очень выразительные образы, которые не утратили своей интенсивности, хотя он варьировал их на протяжении многих лет.
http://sbiblio.com/biblio/archive/janson_ist/15.aspx