[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] Русский менталитет и толерантность
В последнее десятилетие в общественных и гуманитарных науках наиболее востребованы два понятия - "менталитет" и "толерантность". Содержательный анализ этих понятий был дан учеными, имеющими различные философские и социально-политические взгляды, чем и объясняется разнообразие предложенных ими трактовок менталитета и толерантности. Чтобы дать характеристику основных черт русского менталитета и ответить на вопрос, какое место в нем занимает толерантность, проанализируем оба понятия, исходя из некоторых устоявшихся их определений.
В первом приближении менталитет - это устойчивые представления национальной общности и/или отдельной личности о мире, их социокультурные ценности и нормы, ритуалы, обычаи. Как обозначение склада ума, мироощущения, мировосприятия понятие "менталитет" стало употребляться недавно. До него в этом смысле чаще всего использовалось понятие "национальный характер".
Но и с ним дело обстоит непросто, поскольку некоторые ученые, например Л. Н. Гумилев, считают, что "так называемый "национальный характер" - миф, ибо для каждой новой эпохи он будет другим, даже при ненарушенности последовательных смен этногенеза" [Гумилев 1994: 432]. Другие, признавая существование национального характера, отрицают возможность его научного познания.
Так, Г. Гачев, говоря о национальном характере, пишет: "Ощущаешь, что он есть, но, как только пытаешься его определить в слова, - он часто улетучивается, и ловишь себя на том, что говоришь банальности, вещи необязательные, или усматриваешь в нем то, что присуще не только ему, а любому, всем народам" [Гачев 1998: 55].
И все же, несмотря на трудности с его определением, национальный характер - понятие научное, означающее "совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и т. д. " [Баграмов 1973: 13].
Но именно так обычно определяется менталитет. Это прежде всего специфические субъективные коллективные представления о себе и окружающем мире, специфический склад мышления, чувств, мнений, верований, поведения и т. п. Однако у менталитета есть и объективная сторона, связанная с опредмечиванием этих представлений в социуме. У него есть свои детерминанты - природные, социальные, религиозные.
Для великороссов природные условия (размеры территории, особенности климата, почв) являются неблагоприятными, требующими неимоверных усилий для выживания. Поэтому русский народ всегда был непритязателен в отношении материальных благ и привык довольствоваться скромным достатком. С другой стороны, чтобы получить даже минимальные блага, он был вынужден много трудиться. Труд всегда был главным идеалом русского народа, определяющим его жизнеспособность. Недаром среди пословиц и поговорок русского народа почетное место отводится тем, в которых прославляется труд, ибо терпение и труд все перетрут.
Экстремальные природные условия выработали у русских одну удивительную особенность их менталитета. Недолгое лето и ненастья требовали от русского крестьянина огромных усилий, чтобы за короткое время осуществить весь сельскохозяйственный цикл, а затем долгую осень и зиму он почти ничего не делал.
