Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель".
Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще и Леонардо да Винчи в частности, целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.
Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти.
Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.
Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх.
Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо.
Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля.
Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.
Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя» , как и «Вакха» , вероятнее всего послужил Салаи, очевидно, что «предательская улыбка» , по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой» .