Пазлы (в переводе с английского puzzle [pazl] - загадка, головоломка) , были изобретены в Англии в 1761 году. Джон Спилсбери, лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие - «разрезанную географическую карту» . Он стал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сэндвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего) , новинка имела огромный успех.
В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев. Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки — портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события.
Но XIX век внес в судьбу складных картинок свои коррективы: уже к его середине благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире. Затем вместо черно-белых появились цветные картинки. Однако пик популярности пазлов наступил в ХХ веке. Пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Игра стала популярным салонным развлечением в Европе.
В Америке же во времена “Сухого Закона" пазлы стали чрезвычайно популярны. Доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по сборке пазлов. Говорят, что даже знаменитый гангстер Голландец Шульц любил на досуге собрать картинку-другую.
Пазлы стали быстро набирать популярность, в том числе и в дореволюционной России и буквально за несколько лет стали модным салонным увлечением. Пузели - так они назывались в то время в России - завозили в основном из Англии. По тем временам собирать пазлы было очень дорогим удовольствием. Достаточно интересно об этом пишет В. Набоков в Защите Лужина: «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, - «пузеля» , вырезанные крайне прихотливо…» .
В Советском Союзе же пазлы не выпускались никогда. Картинки использовались самые разные. В России и Европе предпочитались изображения на тему искусства, в Америке - фотографии автомобилей, женщин, иллюстрации популярных журналов. Сейчас, наверное, трудно придумать тематику, на которую бы не выпускались пазлы.
УженокГений (68358)
16 лет назад
6 октября 2005 года в магазине-салоне "Крышавель" (Бутырский вал, 28) руками нескольких россиян был собран гигантский пазл-портрет Моны Лизы, необычный тем, что этот пазл был сделан из черепицы! При кажущийся легкости задачи собрать портрет Джоконды было весьма непросто. Дело в том, что размер каждого "меленького" кусочка пазла был 42 на 33... сантиметра, и весил каждый такой пазлик 4,5 килограмма. Ведь речь шла о прочнейшей Франкфуртской черепице, которую производит компания "Браас". Из таких вот пазл-частей и состоит весь портрет.Замеренные экспертами "Книги рекордов России" точные размеры пазла в собранном виде составили 3,93 метра на 6 метров, что в итоге дало 23,58 квадратных метра общей площади.
УженокГений (68358)
16 лет назад
Замеренные экспертами "Книги рекордов России" точные размеры пазла в собранном виде составили 3,93 метра на 6 метров, что в итоге дало 23,58 квадратных метра общей площади. Мона Лиза находится в нарисованной раме, поэтому в данном уникальном случае площадь картины измерялась с учетом площади нарисованного багета, ставшего частью общего изображения. Пазл состоит из 234 кусочка (черепичных плиток): 18 по вертикали и 13 по горизонтали. Общий вес картины составил более тонны! А точнее - 1053 килограмма.Пазл в итоге собрали четыре человека за 40 минут с учетом того, что было известно куда какие плитки нужно было класть. В противном случае, на кропотливое выкладывание портрета Моны Лизы с поиском нужных фрагментов могли бы уйти многие часы. На этот раз не ставилась задача запутать тех, кто собирал портрет. Кстати, на создание "Новой Моны Лизы" российский художник Михаил Новокщенный потратил 5 дней