Классовые различия в литературе
Как вы относитесь к классовым различиям в старой литературе? Например "Унесённые ветром". Расизм. "Десять негритят" - они там с дворецким, как со скотиной. Да и расизм опять же. "Граф Монте-Кристо". Там Дантес раба от казни "спас". Правда дождался пока тому язык отрежут, чтобы не слышать болтовни.
Авторы вроде и стараются показать героев благородными, но чувствуется фальш. Например, счастливые чернокожие считать за счастье служить такому благородному господину и даже не промышляют о свободе.
Лично мне тяжело читать подобное. Кузнецов о них правильно сказал. Не помню слово в слово:
"А Анна Каренина? Сколько людей должно было отработать с рассвета до позднего вечера, чтобы она чувствовала себя хорошо на своём балу? Страдающая индюшка".
Описанные Вами "классовые различия" родом не из литературы, такова была действительность, литература лишь описывала ее.
"Роман — зеркало на большой дороге. В нем отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности... Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию" (Стендаль).
P.S. А относительно Анны Карениной, думаю, Лев Николаевич не сильно спорил бы. Во всяком случае, он писал ее далеко не в качестве образца для подражания.
Между прочим, вот этот вот цинизм графа Монте-Кристо ("дождался, пока язык отрежут") добавляет ему романтизма (погуглите типаж романтического героя -- это часто смесь положительного героя и злодея) и психологической неоднозначности для читателя, загадочности в глазах окружающих персонажей. Так что играет на образ героя.
Сомневаюсь, что Дюма, который всё знал на собственной шкуре, не испытывал сочувствия к бедным и угнетенным.
А как и в жизни... спокойно!