


Помогите с контрольной по литературе 11 класс!!!
1
О судьбах людей в застенках ГУЛАГа читатель может узнать из произведений-0,5б
А) В. Шукшина, А. Солженицына, В. Вампилова Б) В. Высоцкого, В. Шаламова, М.
Джалиля
В) Е. Гинзбурга, А. Солженицына, В. Шаламова Г) В. Шаламова, Е. Евтушенко, Е.
Гинзбурга
2 Следующие характеристики относятся к произведению: «Посвящено духовно-
нравственной проблематике, написано в жанре комедии, поднимает проблему
духовного родства людей» -0, 5 б
А) Ю. Казаков «Во сне ты горько плакал Б) В. Вампилов «Старший сын»
В) В. Шаламов «Калымские рассказы» Г) В. Шукшин «Чудик»
3 Установите соответствия – 1 б.
А) «Дай Бог, слепцам глаза вернуть… 1) гипербола
Дай Бог, не вляпаться во власть… 2) анафора
Дай Бог, лжецам заткнуть уста…» (Е. Евтушенко) 3) антитеза
Б) «Только чувству, словно кораблю, 4) сравнение
Долго оставаться на плаву…» (В. Высоцкий) 5) градация
В) «Эту воду в мурашках простуды…» (А. Вознесенкий) 6) метафора
Г) «Нет, этого я не забуду дня, 7) аллитерация
Я не забуду никогда, вовеки!» (М.Джалиль) 8) повтор
4 Из данных в приложении стихотворений В. Шутова выпишите предметные образы-
символы и расшифруйте их значение (например, алая роза – символ яркой, сильной
любви; голубь – символ мира) – 1 б.
5 Прочитайте стихотворение Мусы Джалиля. Выполните задания – всего 2 б
1) Какие чувства вызывает у читателя стихотворение (ответ- полное предложение) –
0,5 б
2) Поэт использовал прием параллелизма. ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО изображено параллельно
сцене расстрела? (полный ответ) – 0, 5 б.
3) Выпишите цитаты-предложения, в которых использованы СРАВНЕНИЯ, соотнеся
их с данными событиями в тексте – 0, 75 б (М.Джалиль «Варварство»)
А) природа сопереживает горю: «….»
Б) ужас ребенка перед смертью: «....»
В) сила эмоций, переживаемых свидетелем расстрела: «….»
Ответы:
В) Е. Гинзбург, А. Солженицына, В. Шаламова
Б) В. Вампилов «Старший сын»
А) 2) анафора
Б) 4) сравнение
В) 6) метафора
Г) 8) повтор
4. Для ответа на этот вопрос нужны сами стихотворения.
5. Анализ стихотворения Мусы Джалиля "Варварство":
5.1. Чувства, вызываемые стихотворением:
Стихотворение "Варварство" вызывает у читателя чувство глубокого потрясения и возмущения жестокостью фашистов, а также сострадание к жертвам войны, особенно матерям и детям. Поэт использует яркие образы, сильные метафоры и эмоционально насыщенный язык, чтобы передать ужас происходящего и вызвать сопереживание у читателя.
5.2. Параллелизм и его роль:
В стихотворении используется прием параллелизма: сцена расстрела мирных жителей сопоставляется с реакцией природы. Гроза, дождь, рыдающая земля, падающий дуб – все это становится символом скорби и протеста против насилия. Этот прием помогает автору подчеркнуть противоестественность и бесчеловечность происходящего, показать, что сама природа восстает против варварства фашистов.
5.3. Сравнения и их значение:
А) Природа сопереживает горю: "Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля." - Природа одушевляется, она разделяет боль и страдания людей.
Б) Ужас ребенка перед смертью: "Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи." - Сравнение ребенка с листом подчеркивает его хрупкость и беззащитность перед лицом смерти.
В) Сила эмоций, переживаемых свидетелем расстрела: "И в сердце он вонзается, как нож." - Сравнение плача ребенка с ножом передает острую боль и страдания, которые испытывает лирический герой, ставший свидетелем трагедии.
Вывод:
"Варварство" – это пронзительное стихотворение-обвинение фашизму, гимн материнской любви и призыв к борьбе с насилием и жестокостью.