Shaolin
Мыслитель
(7474)
11 месяцев назад
Основные проблемы литературы Великой Отечественной войны:
1. Героизм и подвиг народа на войне:
* Авторы: Б. Васильев ("А зори здесь тихие..."), А. Фадеев ("Молодая гвардия"), В. Быков ("Сотников", "Обелиск"), Ю. Бондарев ("Горячий снег")
* Суть: Воспевание мужества, самопожертвования, стойкости народа на фронте и в тылу, готовности отдать жизнь за Родину.
2. Нравственный выбор человека на войне:
* Авторы: В. Гроссман ("Жизнь и судьба"), М. Шолохов ("Судьба человека"), В. Быков ("Сотников"), К. Симонов ("Живые и мёртвые")
* Суть: Исследование сложных моральных дилемм, с которыми сталкиваются люди в условиях войны. Проблема предательства и подвига, гуманизма в нечеловеческих условиях.
3. Психологизм: влияние войны на внутренний мир человека:
* Авторы: В. Некрасов ("В окопах Сталинграда"), В. Астафьев ("Пастух и пастушка"), Ю. Бондарев ("Батальоны просят огня")
* Суть: Изображение психологических травм, нанесённых войной, попытка осмыслить пережитое, вернуться к мирной жизни.
4. Историческое осмысление событий:
* Авторы: А. Толстой ("Хождение по мукам"), К. Симонов ("Живые и мертвые"), Ю. Трифонов ("Студенты")
* Суть: Анализ причин войны, её места в истории, влияния на судьбу страны и народа.
5. Роль личности в истории:
* Авторы: А. Толстой ("Петр Первый"), А. Чаковский ("Блокада")
* Суть: Образ сильной личности (как правителя, так и простого человека), способной возглавить борьбу, вдохновить народ.
6. Любовь и дружба на фоне трагедии:
* Авторы: В. Закруткин ("Матерь человеческая"), А. Фадеев ("Молодая гвардия"), В. Астафьев ("Пастух и пастушка")
* Суть: Утверждение жизнеутверждающих ценностей (любви, дружбы, верности) как противостояния смерти и разрушению.
7. Трагизм военного детства:
* Авторы: В. Катаев ("Сын полка"), Л. Кассиль ("Улица младшего сына"), В. Богомолов ("Иван")
* Суть: Показ судеб детей, лишённых детства войной, их мужества, силы духа, трагизма раннего взросления.
Литература военных лет является монолитной, единой в своем патриотическом воодушевлении. Писатели разделили судьбу народа: более тысячи литераторов (большинство) ушли воевать, не вернулись домой около четырехсот. На первый план выдвинулись жанры, способные наиболее быстро и непосредственно вмешиваться в жизнь, - очерк, небольшой рассказ, статья и, конечно же, лирическое стихотворение. Ведущей темой прозы была, конечно, защита отечества. В условиях военного времени особая роль принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Хорошо были известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К.Симонова. Они показывали войну « без блеска, угрюмую, тяжелую, честную».
Большое место принадлежало и жанру рассказа. Характерной чертой этого жанра была циклизация: ( «Рассказы Ивана Сударева» А.Толстого, объединенные общей темой и образом). Роман как жанр появился в конце войны, когда пришло время осмысления произошедшего. Важное место занимала тема исторического прошлого Родины. Самостоятельную художественную ценность приобрели в эти годы писательские дневники, зарисовки. Драматургия военного времени представлена пьесами «Русские люди» К.Симонова, «Нашествие» Л.Леонова, «Фронт» А.Корнейчука.
2. Поэзия ВОВ
Поэзия была самым популярным родом литературы. Именно она выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли и чувства, вселяла веру и надежду. Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Тематика лирики резко изменилась с первых дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые произведения.
Получили развитие разные жанры: ода, баллада, поэма, послание, стихотворное письмо, басня, эпиграмма. Особой любовью пользовалась интимная лирика, своей задушевностью напоминая воинам о доме, семье, любви. В лучших песнях раскрылась душа народа, его любовь и ненависть, гуманность его стремлений и свободолюбие. Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий и многие другие талантливые юноши не вернулись с поля боя. В смоленских лесах погиб политрук пулеметной роты, студент Московского университета Николай Майоров. Строки из стихотворения «Мы», которые он написал еще в 1940 году и пророчески завещал идущим вслед:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы… -
навсегда останутся поэтическим памятником его поколению.
ЗАДАНИЕ: Перечислите основные проблемы литературы Вов, назовите авторов и произведения.