Существуют две древнейшие разновидности крыс:
1) Rattus rattus — крыса домашняя;
2) Rattus norwegicus — кочевая крыса.
В средние века крысы «оказали влияние» на ход исторических событий. Они являлись переносчиками болезней, таких как лептоспироз, таксоплазмоз и, прежде всего, возбудителя чумы — чумной блохи; они были одной из причин эпидемий тех времен. Тогда же в Европе врачи стали использовать крыс для проведения на них различных научных и медицинских опытов, этими опытами занимаются и по сей день. Только неизвестно, сколько людей удалось спасти с помощью полученных результатов.
Почему так? Очень много близкого в организме крыс к организму человека, и в первую очередь близки составы крови. По составу крови к человеку ближе всего стоят крыса и свинья. Именно в связи со своей всеядностью.
Крысы, как оказалось, тоже видят сны Опыты показали, что крысы мыслят по-человечески
Вывод, к которому в результате многомесячных исследований пришли ученые, напрашивается сам собой: крысы мыслят не по ассоциации, как считалось раньше. Им присуща вполне человеческая логика.
Размер генома крысы имеет размеры, сопоставимые с геномом человека.
Геном крысы похож на человеческий и мышиный не только по числу генов. С точки зрения эволюции, грызуны и приматы – довольно близкие родственники. Сейчас данные палеонтологии можно подтвердить методами генетического анализа. При сравнении мышиного и человеческого геномов исследователи насчитали в них 80% идентичных генов. Анализ генома крысы показал, что у крыс, мышей и людей общих генов – целых 90%! Уточнить данные позволило именно то, что теперь можно сравнить геномы не двух, а трех видов млекопитающих, и точнее различить гены от псевдогенов – бездействующих участков хромосом. А все различия людей, мышей и крыс друг от друга обеспечивают 10% генов, индивидуальных и неповторимых для каждого из трех наших видов.
Сравнивая наши гены с генами других животных, ученые должны лучше понять, каким образом функционируют те или иные гены. С этой позиции крысы должны помочь ученым понять генетические основы такого заболевания человека как диабет.
Если подумать, то ничего удивительного в нашем сходстве с грызунами нет. Мы, млекопитающие, все до одного произошли от мелкой ящерки по фамилии Териодонт (по-русски – Зверозубый) около двухсот миллионов лет назад. А ветки грызунов и приматов на эволюционном древе разошлись всего 30 миллионов лет назад. По предварительным данным анализа наших геномов, после отделения от общего с приматами предка в геноме родов крыс и мышей семейства мышиных произошло примерно 300 значительных перестроек – изгибов и расхождений ветвей эволюции. Со времени разделения близких родственников – крыс и мышей – между ними накопилось около полусотни таких изменений. Эти результаты сравнения трех геномов позволяют предположить, что эволюция грызунов протекала примерно в три раза быстрее эволюции человека – во всяком случае, если скоростью эволюции считать такой формальный признак, как скорость изменения генов в штуках за миллион лет.