Подскажите, что это такое? Чем и как на этом писали?? (+)

Быть может, кто - то сможет прочитать текст?
Благодарю всех за оочень интересные ответы!
Очень сложно делать выбор..
На фото
Грамота №4
Новгород - 1320–1340
Раскоп Неревский, усадьба «А»
Условная дата: 1320–1340, cтратиграфическая дата: 10-е – 60-е гг. XIV в.
Содержание: Фрагмент письма от Микиты к Черту.
Место хранения: ГИМ
Перевода нет.
Первая берестяная грамота была обнаружена 26 июля 1951 года археологом Hиной Акуловой на древней мостовой Холопьей улицы в слоях XIV-XV веков на Неревском археологическом раскопе в ходе раскопок, которыми руководил выдающийся археолог, профессор МГУ Артемий Арциховский.
Берестяная грамота № 1 содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара» ) в пользу некоего Фомы. Это была грамота "Запись о поземе и даре", датированная первой четвертью XIV в. и содержащая сведения о феодальных повинностях, которые поступали феодалу от новгородских сел. Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила. Впервые увиденная археологами, она оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали чёткие буквы. Если бы не эти буквы, берестяной свиток был бы без колебаний окрещён в полевых записях рыболовным поплавком.
Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила, текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался.

Место находки первой берестяной грамоты в Великом Новгороде.

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания) . К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» ) и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века) .
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот:
- церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения) ,
- литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству) ,
- записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули) .
Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается.
Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем» .

В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом.

На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.
Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте) , — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяная письменность известна ряду культур народов мира
Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий) . По В. Л. Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги) . Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. [1].
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы») . Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.
26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара» ) в пользу некоего Фомы. Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила (найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним, в том числе большая московская грамота в 2007 г.) ; текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. (В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты») . Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте, опубликованных только в 1953 году (поначалу открытие берестяных грамот не получило адекватного освещения в прессе, возможно, из-за идеологического контроля за исторической наукой
В августе 2007 года найдены первая берестяная грамота в Нижнем Новгороде, а также вторая и третья — в Москве. Причём найденная в Тайницком саду московского Кремля чернильная грамота № 3 с описью имущества стала фактически первым полноценным московским берестяным документом (ранее известная грамота № 1 и найденная в том же сезоне № 2 представляют собой небольшие фрагменты) и самой большой из ранее известных берестяных грамот.
Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания) . К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» ) и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века)
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения) , литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству) , записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули) . Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.
Это ж самая что ни на есть берестяная грамота!
ну да это помоему немного подпорченный кусок деревяной дощечки, раньше такие вместо книг использовали, их хорошенько натирали какой то специальной фигнёй ( что-то вроде воска) в несколько слоёв а потом в нем лопаточкой вырезали текс, сверху проводили огнём, воск оплавливался а там где его небыло выжигались буковки, технология старая, хотя может это уже более ранняя какая то другая техника письма))
ну по-моему-это кора.