Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
14лет
Изменено
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Киномания
+4

Что скажите о такой истории...



Фирдоуси писал Шахнаме в течение 35 лет и собрал в поэме большой свод персидско-таджикского фольклора. Работая над произведением, он использовал не только эпизоды мусульманской истории, но и древнеиранские мифы, и доисламский эпос, и Авесту, священное писание зороастрийцев. Фирдоуси включил в поэму также тысячу бейтов, написанных его предшественником Дакики, погибшим в молодости и не успевшим завершить свой труд.

«Шахнаме» композиционно делится на 50 так называемых царствований различного объема. Отдельные царствования включают большие сказания (дастаны) , имеющими морально-этическое значение.

Условно принято делить «Шахнаме» на три части: мифологическая, героическая и историческая.

Эпос имеет чрезвычайно важное языковое значение. Книга о царях, написанная целиком на персидском языке, сыграла ключевую роль в возрождении персидского языка, попавшего под арабское влияние.

Шахнаме Фирдоуси, согласно указанию самого автора, содержала 60000 бейтов — парных строк, принятых в персидской поэзии. Считается, что часть текста утеряна, в поэму также включались отдельные интерполяции. Полный русский перевод, сделанный Ц. Б. Бану-Лахути по изданию Вуллерса-Нафиси и опубликованный в 1957—1989 годах в шести томах, содержит 52009 бейтов (104018 строк) .

В последние годы работы над поэмой пала династия Саманидов, ушли из жизни покровители поэта. Фирдауси пытался привлечь внимание могущественного правителя из династии Газнавидов, утвердившейся в Иране, султана Махмуда и включил в текст «Шах-нама» адресованный ему панегирик. Однако эпическая поэма, прославлявшая подвиги царей и героев домусульманского Ирана, не пришлась по вкусу правителю тюркского происхождения, ревностному мусульманину-сунниту. Согласно легенде, Махмуд велел выдать Фирдауси ничтожно малое вознаграждение — всего лишь 20 тысяч серебряных дирхемов вместо ожидаемых 60 тысяч золотых динаров. Посланцы султана, будто бы, нашли поэта в бане, где он, выпив пива, разделил полученную сумму между банщиком, продавцом пива и гонцом, принесшим деньги (ил. 16).

Султан расценил этот жест как оскорбление, и Фирдауси был вынужден скрываться от его гнева. Находясь в Табаристане, он написал в адрес султана злую сатиру, но местный правитель, испугавшись, выкупил ее у поэта за огромные деньги и уничтожил. Из нее сохранились лишь несколько более-менее достоверных двустиший.

Фирдауси дожил до преклонных лет и был похоронен в своем саду, о чем упоминает писатель Низами Арузи Самарканди, посетивший его могилу вскоре после смерти поэта. Он же сообщает, что султан Махмуд, передумав, все же решил достойно вознаградить Фирдауси за его труд и отправил ему в подарок караван, груженый индиго. Однако, когда караван входил в одни городские ворота, через другие город покидали погребальные носилки с телом поэта. Дочь Фирдауси отказалась принять подарок султана.

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
14лет

Хорошая история.
Могу предложить не менее захватывающую

НАСИМИ
Насими родился в 1370 году. Место рождения Насими город Шемаха. Поэт Насими писал стихи на азербайджанском, арабском и персидском языках.

Насими считается отцом азербайджанского дивана (около 15 тысяч строк) , кроме того, он создал диван на персидском языке (около 5000 строк) ; ряд стихов Насими написал на арабском языке. Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка.

Насими вырос среди ремесленников; изучал математику, астрономию, логику и теологию. Он был знаком с художественными произведениями известных ученых-сектантов Востока, знал как азербайджанскую, так и арабскую и персидскую поэзию и философию. В начале своего творчества Насими, подобно его учителю Наими, стоял на позициях суфизма и был последователем знаменитого суфийского шейха Шибли. Кроме того он был поклонником иранского суфия и поэта X века Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я — Бог!» . Так Мансур выражал сектантскую мысль, что Бог, или частица Бога в каждом из нас. В своих стихах Насими часто повторяет эту фразу. Таким образом он стал последователем хуруфизма. В его произведениях упоминаются: Джалаладдин Руми, Саади, Ибн Сина, Фаридаддин Аттар. В творчестве поэта заметно влияние Руми, Низами Гянджеви и Шейх Аттара. После казни Наими Насими покидает пределы Ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает распространять идеи хуруфизма. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и бросался в темницу.

Насими отправляется в Сирию и останавливается в городе Халеб. Вследствие обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. Во время ожидания казни Насими пишет ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)» , где выразил свои горестные размышления о несправедивости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Халебе на всеобщее обозрение.

Люблю восточную поэзию и думающих людей

Источник: Википедия, ИМХО
Аватар пользователя
Просветленный
14лет

Мне больше по душе Рашид ад-Дин с его интереснейшей и драматической жизнью...

Аватар пользователя
Мудрец
14лет

это замечательно, что вы любите Фирдоуси, насчет истории скажу, что в ней Фирдоуси в последних трех абзацах превратился в ФирдАуси