Моло́х (соб. «царь» ) — нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом — покровителям города или племени, например у аммонитян (Мильком — «их царь» , 3 Цар. 11, 7) и жителей Тира (Мелькарт — «царь города») . Молохом называли верховного бога и еврейские раввины; греки отождествляют его с Кроносом, римляне — с Сатурном. Молох — бог природы, в частности — теплоты и жизненного огня, проявляющегося в солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом) , но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о «проведении чрез огонь» детей в долине Гинномской (геенне) , в честь Молоха, при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Женское дополнение Молоха — Мельхет — также чествовалось человеческими жертвами. Упоминаемый в ассиро-вавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер.
Моло́х (соб. «царь» ) — нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом — покровителям города или племени, например у аммонитян (Мильком — «их царь» , 3 Цар. 11, 7) и жителей Тира (Мелькарт — «царь города») . Молохом называли верховного бога и еврейские раввины; греки отождествляют его с Кроносом, римляне — с Сатурном. Молох — бог природы, в частности — теплоты и жизненного огня, проявляющегося в солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом) , но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о «проведении чрез огонь» детей в долине Гинномской (геенне) , в честь Молоха, при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Женское дополнение Молоха — Мельхет — также чествовалось человеческими жертвами. Упоминаемый в ассиро-вавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер. Библейская энциклопедия Молох (царь) (Лев. ХVIII, 21, III Цар. XI, 7, Иер. XXXII, 35, Деян. VII 43) - название языческого божества у сиро-финикиян и аммонитян. По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычачьей головой, прочими человеческими членами, с пустой внутренностью и с простертыми к низу руками, на которых полагали обреченных ему в жертву детей и на которых они от пылающего снизу пламени сгорали. Свящ. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало этому положено еще в Египте, или даже ранее. Предостережения от этого идолослужения мы находим еще во времена Моисея. Во времена Ахаза, Манассии, Иосии, служение Молоху происходило в долине сынов Еннома, где приносили ему в жертву детей или проводили для него детей через огонь. Ц. Иосия разрушил Тофет в долине Еннома, где совершался этот гнусный языческий обряд. Пророки особенно сильно обличали иудеев за служение Молоху и предсказывали за сие страшные наказания.